Виды окаменелостей

Строматолиты

Виды окаменелостей -> Позвоночные -> Рептилии -> Птерозавры

Types of fossils -> Vertebrata -> Reptiles -> Pterosaurs

Птерозавры // Pterosaurs

Птерозавры - вымершие летающие рептилии отряда Pterosauria, относящегося к группе архозавров (Archosauria) класса рептилий (Reptilia). Птерозавры - не динозавры, хотя и те и другие относятся к архозаврам. Они были первыми позвоночными, освоившими активный полет. Предки птерозавров неизвестны, хотя понятно, что они относились к текодонтам - древним архозаврам. Птерозавры появились в конце триаса, примерно 220 миллионов лет назад и вымерли вместе с динозаврами в конце мела - 65 миллионов лет назад.

За время своего существования птерозавры существенно изменились. Существовало два подотряда птерозавров - рамфоринхи (Rhamphorhynchoidea) и птеродактили (Pterodactyloidea). Первыми, в конце триаса, появились рамфоринхи, летающие ящеры с крупной головой, относительно короткой шеей и длинным хвостом. Затем, в юрском периоде, в начале поздней юры, от них произошли птеродактили, имевшие вытянутый череп, более длинную и гибкую шею и маленький короткий хвост. Довольно долго на Земле сосуществовали представители обеих ветвей птерозавров, но рамфоринхи постепенно вымирали и, в конце концов, к середине раннего мела вымерли окончательно. Птеродактили сумели дотянуть до конца мелового периода, до того знаменитого вымирания, которым завершилась мезозойская эра.

Скорее всего, вымирание птерозавров было связано с конкуренцией со стороны птиц и летающих оперенных динозавров. Последние птерозавры были очень крупными и жили на морских побережьях. Видимо, они парили над морем и собирали добычу на огромной площади, в этой экологической нише птицы с ними конкурировать еще не могли.

У некоторых птерозавров был половой диморфизм - головы самцов украшал большой гребень, которого не было у самок. Яйца птерозавров имели мягкую оболочку, похожую на оболочку яиц черепах, ящериц и крокодилов. Такое строение яиц заставляет ученых предполагать, что птерозавры не высиживали яйца, как динозавры и птицы, а закапывали их в землю или кучи растительных остатков, как черепахи и крокодилы.

Были ли птерозавры теплокровными - неизвестно. С одной стороны, для полета нужно много энергии, представить себе летающим холоднокровное существо трудно. Кроме того, у некоторых птерозавров тело было покрыто шерстью - а она нужна для теплоизоляции, холоднокровным животным теплоизоляция может только мешать. Но с другой стороны кожистые яйца, которые, скорее всего, развивались без участия родителей, свойственны холоднокровным животным. Поэтому у ученых пока нет единого мнения о теплокровности птерозавров.

Птерозавры, палеонтологические фотографии:

Позвонок птерозавра "После грозы" Tropeognathus mesembrinus Птерозавр из Варавино Открытие сезона-2022, дубль 2

Птерозавры, все палеонтологические фото >>>

Птерозавры, публикации из палеонтологического форума: