Виды окаменелостей

Низшие растения

Водоросли

Окаменевшее дерево

Строматолиты

Виды окаменелостей -> Беспозвоночные -> Иглокожие -> Морские лилии (криноидеи)

Types of fossils -> Invertebrata -> Echinodermata -> Crinoids

Морские лилии (криноидеи) // Crinoids

Морские лилии (криноидеи)

Морские лилии или криноидеи (Crinoidea) - донные животные с преимущественно сидячим образом жизни. Именно животные, относящиеся к типу иглокожих (Echinodermata), а вовсе не растения, как может показаться из названия. Существуют с ордовика по настоящее время. Тело состоит из стебля, чашечки и брахиолей - рук. Стебли и руки состоят из члеников различной формы, при жизни животного они соединены мышцами, в ископаемом состоянии они часто разваливаются. У многих видов современных криноидей стебель редуцирован.

Фильтраторы по типу питания. Сейчас это глубинные животные, ранее, когда было меньше давление хищников, они обитали и на мелководье. Максимальный расцвет испытали в конце Палеозоя. В Подмосковье криноидеи часто встречаются в известняках каменноугольного периода. Чаще всего встречаются членики различной формы и кусочки стеблей, много реже - чашечки. Иногда попадаются целые морские лилии в известняке, но такие находки - большая редкость. Диаметр члеников - от нескольких миллиметров до 2 сантиметров. Длина стебля – до 1 метра у современных форм и до 20 метров у ископаемых.

Криноидеи редко сохраняются целиком, для этого необходимо было быстрое захоронение тела лилии в осадке, иначе ее быстро разбивало на отдельные членики или столбики члеников. Зато эти членики и столбики очень прочны, они в изобилии встречаются не только в известняке, но и в мраморе. Их можно увидеть в мраморе и мраморизованном известняке на многих станциях московского метро. Членики, представляющие из себя, по сути, кристаллы кальцита, сложно растворить и они хорошо сопротивляются давлению при метаморфизации породы, поэтому криноидеи - практически единственный тип крупных ископаемых, сохраняющихся в мраморе.

В Палеонтологическом музее есть огромная плита с целыми окаменевшими лилиями. Она привезена из карьера в районе Мячково. К сожалению, этот карьер давно заброшен и зарос, найти там что-то почти нереально.

Морские лилии относятся к иглокожим, у них, как и всех иглокожих наблюдается пятилучевая симметрия. Это хорошо заметно по строению канала в центре стебля. Часто канал имеет форму пятиконечной звезды или "цветка" с пятью лепестками. Хотя, чаще всего канал просто круглый. Иногда сам стебель имеет пятиугольную форму, тогда членики лилии похожи на маленькие звездочки.

Морские лилии (криноидеи), палеонтологические фотографии:

Neotaxocrinus arendti Криноидея из Заборья Parasciadiocrinus lancetospinosus Parasciadiocrinus lancetospinosus Знаменитое бревно

Морские лилии (криноидеи), все палеонтологические фото >>>

Морские лилии (криноидеи), фото из старой галереи сайта :