Палеонтология, Paleontology, Ammonit.ru Палеонтология, Paleontology, Ammonit.ru
Логин
Пароль

Регистрация

Забыли пароль?

 | Палеонтология, палеонтологический портал "Аммонит.ру" |   English version of paleontological portal Ammonit.ru |  Места находок | Геохронологическая шкала | Типы окаменелостей |

 | Виртуальный палеонтологический музей | Публикации | Новости палеонтологии | Пользователи  | Палеонтологические тэги |  

Как восстановить пупок аммонита

Автор: ModeM

Рубрика: Окаменелости: обработка и хранение

Во время очередной поездки на лопатинские отвалы с находками было негусто. Самая приятная — конкреция с небольшим пятисантиметровым виргатитом. Но вот беда: как это часто бывает, от аммонита осталось лишь внутреннее ядро последних оборотов, а на месте хрупкого пупка зияла дырка с трухой внутри. Зато на противоотпечатке пупок сохранился, и я решил попытаться его восстановить с помощью слепка.

Исходный вид только что вскрытой конкреции. Фото — Артём Ескин



Сначала — укрепление породы (там, где она рассыпается сама) и ее удаление (там, где твердый фосфорит ощутимо тупит иглу отбойника). Вмещающая порода была пропитана ПВА, а ядро аммонита — микрокристаллическим воском.

Отпрепарированный Virgatites с дыркой вместо пупка



Затем я побрызгал противоотпечаток WD-40, чтобы легче было отделить будущий слепок. Смешал эпоксидную смолу с пигментом (в моем случае это была обычная черная темпера, не факт, что лучший вариант, но что было под рукой) и размешал до однородного состояния, непрерывно прогревая феном. Прогрев делается с двумя целями: чтобы из смолы вышло побольше пузырьков и чтобы слепок затвердевал час, а не сутки.

Осторожно! Если перегреть эпоксидку, в ней самой может начаться неконтролируемая термическая реакция: с хрустом разрывает даже толстые стеклянные банки.

Слева направо: аммонит, слепок центральной части и противоотпечаток, с которого был снят слепок



Затем я сделал вокруг отпечатка пупка бортики из скульптурного пластилина, залил туда смесь и стал дожидаться ее затвердевания, периодически подогревая тем же феном. Здесь важно угадать с нагревом: если прогреть слишком мало, смола будет долго затвердевать, а если переборщить до того, как смесь загустеет, то пластилин расплавится и жидкая эпоксидка польется наружу.

Слепок пупка из эпоксидной смолы крупно



Отделив слепок от породы, я убедился, что он практически не нуждается в ретуши: несмотря на слой смазки, к эпоксидке прилипли частички породы, и фактура слепка оказалась вполне приближенной к оригиналу. Убрав лишнее лобзиком (для надежности была заложена «лишняя» половина оборота), я подогнал слепок пупка по месту с помощью небольшого надфиля. Подогнанный слепок был посажен на цианоакрилат, которым я щедро залил полость: так должно быть прочнее. Недозатвердевшая эпоксидная смола еще обладает некоторой пластичностью: края слепка слегка гнулись, что облегчило задачу.

Небольшие оставшиеся щели заделывались той же эпоксидкой с пигментом с помощью зубочисток, пальца и полиэтиленовой пленки. Можно и без пленки, но с пальцев отмывать смолу сложнее.

И вот — конечный результат.

Фото Virgatites с восстановленным пупком, автор ModeM

Ключевые слова (тэги): аммониты, Virgatites, препарирование, реставрация

Добавить в избранное

Постоянный адрес публикации:
Permanent link:

HTML-ссылка на публикацию:
HTML-link to this page:


Публикация создана 29 июня 2020 года

Если вы хотите оставить комментарий,
вам нужно зарегистрироваться (или авторизоваться, если вы уже зарегистрированы)

Комментарии:

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2558.htm#366569">http://www.ammonit.ru/text/2558.htm#366569</a>

Добавить в избранное

0.8

Можно бесконечно смотреть на 3 вещи: как горит огонь, как течёт вода и как работает мастер

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 29 июня 2020 года в 22:45:40

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2558.htm#366572">http://www.ammonit.ru/text/2558.htm#366572</a>

Добавить в избранное

0.5

А чего внутрь не залили? Можно же было налить эпоксидку в полость и сверху прижать отпечатком а потом отпечаток удалить

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 29 июня 2020 года в 23:09:57

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2558.htm#366579">http://www.ammonit.ru/text/2558.htm#366579</a>

Добавить в избранное

0.5

И потекла бы эпоксидка по всем щелям и трещинам из аммонита, изгваздывая его намертво. Кроме того, если что-то пошло бы не так (например, образовался пузырь или просто результат не понравился) — то исходное состояние аммонита при такой схеме уже не вернуть.
Плюс ко всему — эпоксидка дает ощутимую усадку при затвердевании, что тоже не в пользу такой схемы.

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 30 июня 2020 года в 06:35:32
отредактирован 30 июня 2020 года в 07:57:14

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2558.htm#366598">http://www.ammonit.ru/text/2558.htm#366598</a>

Добавить в избранное

0

с трещинами соглашусь - коварны. Чтобы эпоксидка сильно не усыхала её бы с песочком замешать, чтобы твёрдое связующее было. А вобще тут крошечный пупок, не такой объём чтобы дать усадку. Какую эпоксидку Вы использовали? Почему в ней столько пузырей? Может как раз от нагрева пузыри?

От ВД-40 тоже ведь потом не отчистить, он тоже очень текучий.

комментарий 3 уровня

Комментарий создан 30 июня 2020 года в 13:18:10

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2558.htm#366599">http://www.ammonit.ru/text/2558.htm#366599</a>

Добавить в избранное

0

Обычную советскую (ЭДП). С песочком — тоже плохой вариант: при таком размере детализация очень сильно пострадает. Пузырей немного: просто они есть, и при таком размере слепка существенны. По поводу усадки: пупок-то крошечный, а пространство внутри раковины совсем немаленькое, и усадка будет очень ощутимой, если заливать именно полость в аммоните (миллиметр-полтора, минимум). ВД-40 я заливал не самого аммонита, а отпечаток, который потом и не нужен (соответственно, его и чистить ни к чему).

комментарий 4 уровня

Комментарий создан 30 июня 2020 года в 13:22:28
отредактирован 30 июня 2020 года в 13:23:24

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2558.htm#366600">http://www.ammonit.ru/text/2558.htm#366600</a>

Добавить в избранное

0

хм. странно. Я не гуру эпоксидки, но мне показалось что песок никак не влияет на детализацию. Грубо говоря, даже если песчинки осядут на требуемую поверхность - эпоксидка всё равно под них проникнет и заполнит всё ровным слоем. Видел на аммонит.ру чей-то отчёт чуть ли не в виде публикации с разными показателями конечной твоёрдости в зависимости от соотношения компонентов эпоксидки и связующего сыпучего вещества.

Сам пробовал заливать полость аммонита диаметром до 5 см и вроде не заметил чтобы оно там как-то сжалось.

комментарий 5 уровня

Комментарий создан 30 июня 2020 года в 14:40:44

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2558.htm#366623">http://www.ammonit.ru/text/2558.htm#366623</a>

Добавить в избранное

0.8

Неплохо получилось! Алексей, есть ещё полиэфирные смолы для литья, они "встают" за несколько минут, ещё более текучие (очень высокая детализация при отливке). Ещё из плюсов: небольшая усадка. НО у них есть один существенный минус - очень вонючие (на основе стирола), дома такими лучше не работать. На даче, либо в гараже - самое оно. Ну это так, для информации;)

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 1 июля 2020 года в 10:01:14

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2558.htm#366624">http://www.ammonit.ru/text/2558.htm#366624</a>

Добавить в избранное

0

Михаил, спасибо! В перспективе надо попробовать. В принципе, при такой технологии усадка не очень важна, т.к. происходит с обратной стороны, но при изготовлении чисто слепков надо взять на вооружение.

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 1 июля 2020 года в 10:15:56

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2558.htm#366673">http://www.ammonit.ru/text/2558.htm#366673</a>

Добавить в избранное

0

Отличная работа! Выглядит очень натурально.

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 2 июля 2020 года в 09:24:32

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2558.htm#366674">http://www.ammonit.ru/text/2558.htm#366674</a>

Добавить в избранное

0

Спасибо!

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 2 июля 2020 года в 09:39:58

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2558.htm#367029">http://www.ammonit.ru/text/2558.htm#367029</a>

Добавить в избранное

0

потрясающе! отличная работа. но я не совсем понял как покрытие воском коричневого аммонита дало ему черный цвет

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 8 июля 2020 года в 23:17:49
отредактирован 8 июля 2020 года в 23:18:17

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2558.htm#367036">http://www.ammonit.ru/text/2558.htm#367036</a>

Добавить в избранное

0

Спасибо! На самом деле, он и был черным (точнее, темно-серым сразу после чистки). Просто свежевскрытый образец присыпан ржавой трухой, плюс свет так падал.

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 9 июля 2020 года в 07:17:39



Страница сгенерировалась за 0.103203058243 секунд