Палеонтологические находки Калининградской области

Автор: eduardmychko

Дорогие друзья, продолжая рубрику самопиара, я не могу пройти мимо одной моей прошлогодней публикации в журнале Природа (2019, №3). Кроме трилобитов и ракообразных, я уже пару-тройку лет занимаюсь палеонтологией и стратиграфией Прибалтики, в частности - Калининградской области (жизнь заставила).
Я хочу привести эту статью здесь целиком с некоторыми добавлениями, исправлениями и изменениями (текст не вполне соответствует статье-источнику). Отмечу, что это первая часть цикла статей о палеонтологии области и в настоящее время активно готовится продолжение, возможно даже более интересное.

Янтарный край: страницы ископаемой летописи. Часть I

До Второй мировой войны ископаемые Восточной Пруссии активно изучались европейскими учеными. С началом советского периода, когда историческое ядро этой провинции стало Калининградской обл., палеонтологи больше фокусировались на вопросах стратиграфии, не всегда уделяя должного внимания весьма любопытным палеонтологическим материалам, которые аккумулировались в музеях. Фактически с середины XX в. не было публикаций, посвященных палеонтологии края. Важно отметить, что продолжалось изучение инклюзов (включений в янтаре), которым так богата Калининградская земля: публикации о фауне и флоре балтийского янтаря выходят с завидной периодичностью. Поэтому в данной статье я намеренно опустил эту обширную тему и попытался отразить сведения о наиболее интересных, заслуживающих внимания, а также о новых палеонтологических находках анклава, но другого типа сохранности и иного стратиграфического интервала, чем биота инклюзов.

Эоценовый зоопарк
На морском побережье Калининградской обл. обнажаются мощные толщи коренных пород кайнозоя. Эти высокие и отвесные утесы (рис. 1, а–в), сложенные, как правило, рыхлыми породами (песками, глинами и алевритами), начали изучать с середины 19-го столетия. Первым, кто описал геологическое строение данных отложений, был известный немецкий естествоиспытатель Э.Г.Цаддах (рис. 3, б). Его исследования, посвященные геологии и геоморфологии Самбийского п-ова (рис. 1, г), были опубликованы в нескольких работах [1, 2], в которых ученый детально описал все обнажения на побережье полуострова, сделал первые попытки сопоставления с отложениями других регионов Европы и выделил основные формации, в частности древнюю (зеленых глауконитовых песков) и молодую (бурокаменную). Благодаря тем исследованиям геологи смогли отнести эти образования к двум геологическим системам — третичной и четвертичной.
Первой же исключительно палеонтологической работой, посвященной изучению окаменелостей Самбии, была публикация швейцарского палеонтолога К.Майера-Эймара (рис. 3, а). В ней [3] ученый описал 35 видов различных ископаемых, обнаруженных в ожелезненных песках и песчаниках фации, так называемой «земли Кранта», вскрытой на морском побережье между небольшими деревнями Кляйн Курен и Гросс Курен (ныне — поселки Филино и Приморье). Ископаемые остатки организмов из этих отложений, сформированных в эоцене в мелководных условиях на окраине океана Паратерис, представлены различными беспозвоночными: устрицами (рис. 4, д–е) и другими двустворчатыми моллюсками, гастроподами и морскими ежами (рис. 4, ж). Обнажения «земли Кранта» частично сохранились (рис. 1, б) и в настоящее время доступны для изучения.

Рис. 1. Кайнозойские отложения и карта Калининградской области. Утесы на побережье Самбийского п:ва Калининградской области, сложенные кайнозойскими отложениями: мыс Таран, пески грачевской свиты (а), обрыв у п.Приморье, эоценовый слой ожелезненных песчаников и песков «земля кранта» (б); приморский карьер Янтарного комбината: контакт слоев «зеленая стена» и «белая стена» прусской свиты (в) и размыв «голубой земли», основного янтареносного горизонта (г); дочетвертичные отложения у п.Отрадное (д); карта:схема Калининградской области (е).

Многим известно, что в Калининградской обл. сконцентрированы большие запасы (почти 90% мировых) янтаря-сукцинита. Его россыпи приурочены к отложениям, близким по возрасту к земле Кранта, но залегающим несколько ниже. Этот янтареносный слой имеет собственное название — «голубая земля» — и представлен алевритами зеленовато-голубого цвета (рис. 1. е). Оба образования входят в состав прусской свиты (рис. 2).

Рис. 2. Упрощенный стратиграфический разрез кайнозойских отложений Калининградской обл. с отметками концентрации окаменелостей. Красным цветом показаны окаменелости, принесенные ледником.

Помимо многочисленных янтарей окаменелости встречаются также в глиняных катунах и конкрециях. Ключевой фигурой в изучении этих окаменелостей был профессор Кёнигсбергского университета Ф.Нётлинг (рис. 3, е), опубликовавший фундаментальный труд [4, 5, 6] о фауне «голубой земли» и считавший ее возраст раннеолигоценовым. Он описал более 120 видов, ряд из которых представлен новыми таксонами. Фотоснимки во второй половине XIX в. были дорогими, поэтому в палеонтологических работах почти не использовались. Но профессионально нарисованные (с высокой степенью детализации) изображения (рис. 4, а–б), приведенные в его работах, дают возможность определить систематическую принадлежность и даже рассмотреть морфологические особенности многих экземпляров. Разделы труда Нётлинга посвящены семи основным группам: брюхоногим и двустворчатым моллюскам, мшанкам, ракообразным (вместе с червями), иглокожим и позвоночным. Коллекция, в которой должны были находиться описанные им экземпляры, зарегистрирована в фондах Института геологических наук и природных ресурсов в Берлине [7, с.65]. К сожалению, обнаружить ее там не могли ни предыдущие исследователи [8], ни я. Но недавно коллега из Нидерландов, Б.ван Бакель, любезно передал фотографии крабов, которые находятся сейчас в Брюсселе, в личной коллекции бельгийского палеонтолога В.ван Штраалена. Они, несомненно, происходят из сборов Нётлинга. Как эти экземпляры попали к Штраалену, остается загадкой. Но значит, есть надежда на ревизию и восстановление этой уникальной коллекции.

Рис. 3. Известные исследователи палеонтологии и стратиграфии Самбийского полуострова XIX столетия: а – Карл Майер-Еймар (Charles Mayer-Eymar; 1826–1907) в 1861 г. до смены имени фамилии (ранее был Karl Mayer), архив Библиотеки ETH, г. Цюрих, Швейцария; б – Эрнст Густав Цаддах (Ernst Gustav Zaddach; 1817–1881), архив Немецкого энтомологического института, г. Мюнхеберг, Германия; в – Генри Шрёдер (Henry Schröder; 1859–1927) в 1884 г., архив Немецкого музея угольной промышленности, г. Бохум, Германия; г – Эрнст Кокен (Ernst Hermann Friedrich Koken; 1860–1912), архив музея геологии и палеонтологии при Тюбингенском университете, г. Тюбинген, Германия; д – Карл Альфред Йенч (Karl Alfred Jentzsch; 1850–1925) в 1910 г., архив городского сайта г. Люнебург, Германия; е – Фритц Нётлинг (Fritz Noetling; 1857–1928), архив Немецкого музея угольной промышленности, г. Бохум, Германия.

Комплекс ископаемых остатков позвоночных из «голубой земли», установленный Нётлингом, весьма разнообразен и представлен зубами различных морских животных: химер (два вида), акул (около 27 видов), лучеперой рыбы (один вид) и даже крокодила (один вид). Отдельного внимания заслуживают крупные зубы ламноидных акул (рис. 4, з–и), описанные как Carcharocles angustidens, Carcharodon obliquus и Carcharodon sp. Эти таксоны относятся к семейству Otodontidae, некоторые представители которого известны читателям (например, большая белая акула и мегалодон). Вид Carcharocles angustidens жил ранее мегалодона и немного уступал размерами этому гиганту. Есть находки целых скелетов представителей этого вида акул, достигавших 9.3 м в длину [9], что значительно больше, чем длина большой белой акулы, самцы которой вырастают до 4.8 м.
Описанные Нётлингом формы представляют далеко не полный список ископаемых позвоночных, известных из эоценовых отложений Самбии. Так, в отчетах Физико-экономического общества Кёнигсберга [10, с.43] опубликована заметка о том, что в октябре 1892 г. профессор Э.Кокен (рис. 3, г) прочитал лекцию, посвященную позвоночным палеогена Восточной Пруссии. В ней он обратил внимание на уникальные, но, к сожалению, неопубликованные находки Э.Цаддаха, хранившиеся на тот момент в Геолого-минералогическом институте при Кёнигсбергском университете. Среди прочего в этой коллекции были отолиты (органы равновесия) костных рыб вида Arius crassus, остатки панцирей черепах, крокодилов и даже позвонки питонов! Дальнейшая судьба этих ископаемых тоже неизвестна. Скорее всего, они были утрачены при бомбардировке города в конце Великой Отечественной войны.
В работе профессора А.Йенча (рис. 3, д) приводится изображение редчайшей костной пластины с глоточными зубами губановой рыбы Phyllodus sambiemsis (рис. 4, л), также обнаруженной в «голубой земле» [11].

Рис. 4. Некоторые ископаемые из эоценовых отложений Самбийского п:ова: 1— реконструкция панциря краба Psammocarcinus multispinatus (Пальмникенская шахта, слой «голубая земля» [5, табл.3, фиг.4]); 2 — реконструкция панциря рака Hoploparia klebsii («голубая земля» [5, табл.9, фиг.1]); 3 — остатки рака:отшельника Pagurus damesii в раковине гастроподы («голубая земля» [20, рис.11]); 4 — панцирь краба Coeloma balticum («голубая земля», коллекция Палеонтологического института имени Штеймана, Бонн); 5, 6— раковины устриц Ostrea ventilabrum (фация «земля Кранта»); 7 — морской еж Maretia grignonensis (фация «земля Кранта»); 8, 9 — крупные зубы (без корней) ламноидных акул, предположительно принадлежащие представителям рода Carcharodon (побережье Самбии, фонды Музея Мирового океана); 10 — скелет рыбы семейства Percidae (Пальникенская шахта, пальвеская свита [12, табл.1]); 11 — костная пластина с глоточными зубами губановой рыбы Phyllodus sambiemsis («голубая земля» [11, рис.42]).

С начала XX в. изучение макрофаунистических остатков из палеогеновых отложений Самбии практически прекратилось. Вероятнее всего, на это повлияли губительные для науки мировые войны. Более чем за сто лет были опубликовано лишь единичные работы по этой теме. Так, например, Э.Фойгт в янтарной шахте у г.Пальмникен (ныне поселок Янтарный) обнаружил целый скелет рыбы из семейства окуневых (рис. 4, к) и описал его в небольшой статье [12].
Уже в послевоенное время коренные отложения области снова начали изучаться — теперь советскими геологами. В 1970-х годах они выделили различные свиты, детально разработали стратиграфию и провели сопоставление с другими формациями Евразии. Благодаря микропалеонтологическим исследованиям возраст «голубой земли» удревнился и стал определяться как позднеэоценовый (приабонский век). Но, тем не менее, за это время не вышло ни одной публикации о макрофоссилиях региона. Лишь в совместной работе по стратиграфии [13] известный специалист по ископаемым хрящевым рыбам Л.С.Гликман определил несколько зубов акул из палеогена Самбии.
Неизученный материал накапливался и ждал своих исследователей. Так, оказалось, что в фондах Калининградского областного историко-художественного музея (КОИХМ) хранится совершенно уникальная окаменелость, обнаруженная в одном из карьеров Янтарного комбината. Она представляет собой позвонок гигантского ископаемого кита базилозавра (рис. 5, б–г). Слои, откуда происходит находка, несомненно, относятся к янтареносным толщам «голубой земли». Это первая и пока единственная находка китообразных в палеогене Прибалтики. Базилозавры (рис. 5, а, д) достигали гигантских размеров — более 21 м в длину. Они населяли почти все теплые моря планеты, в том числе и северную окраину океана Паратетис, ставшую через 35 млн лет территорией Калининградской обл. Тело базилозавров было более вытянутым и суженным, чем у любых из современных китов. А самая интересная особенность — наличие небольших рудиментарных задних ног, унаследованных от их сухопутных копытных предков — пакицетов*.

Рис. 5. Реконструкция и фрагменты скелета базилозавра (Basilosaurus): а – реконструкция внешнего облика в естественной среде, художник Р.В. Евсеев; б, г, д – позвонок, обнаруженный в одном из карьеров Янтарного комбината, фонды КОИХМ, фотография автора; д – некрупный целый череп, фонды музея палеонтологии Мичиганского университета, США.

Недавно была опубликована соя совместная статья со специалистом по древним китам К.К. Тарасенко об этом позвонке в Палеонтологическом журнале РАН.

Экзотические окаменелости из ледниковых отложений

Если пройтись по пляжам Самбийского п-ова, особенно в окрестностях мыса Таран или г.Светлогорска, можно заметить большое количество валунно-галечного материала (рис. 6, а), представленного как магматическими, так и осадочными породами. Нередко последние содержат окаменелости, относящиеся к разным геологическим системам: поблизости друг от друга можно обнаружить валуны известняка с ордовикским трилобитом и песчаниками с юрским аммонитом. Как же могло образоваться такое палеонтологическое «попурри»? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется перенестись в плейстоценовую эпоху, когда территория всей Северной Евразии была покрыта ледником.

Рис. 6. Происхождение обломочного материала в моренах Калининградской области: а – валунно-галечный материал на пляже у п. Филино; б – геологическая карта коренных отложений Балтийского моря, по данным [21] с изменениями. Стрелкой показано направление движения ледника (чрезвычайно упрощено). Фотография автора.

Господствовавший в раннем кайнозое теплый и влажный климат уже в раннем олигоцене сменился более прохладным. С каждым тысячелетием климат планеты становился холоднее, пока около 3 млн лет назад не наступил ледниковый период, характеризующийся чередованием относительно теплых межледниковых и холодных ледниковых эпох. Последняя ледниковая эпоха, или, как называют ее для Восточно-Европейской равнины, валдайское оледенение, началась около 115 тыс. лет назад и закончилось примерно 11.7 тыс. лет назад. За это время большая часть Северного полушария неоднократно покрывалась многокилометровыми толщами ледников, медленно двигавшихся из арктических областей. Они выпахивали, а затем переносили на тысячи километров значительные объемы горных пород. Не один раз ледник наступал на территорию Прибалтики, принося с собой тонны каменного материала из Скандинавии и с территории, которая позже стала дном Балтийского моря. Во время потеплений ледник отступал, тая и формируя такие формы рельефа, как морены и зандры. Весь перемешанный материал, принесенный ледником, остался на новом месте, за сотни километров от материнских отложений.
Палеонтологическое «попурри». Исследования ископаемых из морен проводились рядом ученых [14, 15, 4 и др.], а естественнонаучная коллекция Провинциального музея в Кёнигсберге насчитывала тысячи разнообразных и редких фоссилий из ледниковых отложений Восточной Пруссии [11]. К большому сожалению, интерес к изучению этих окаменелостей угас в послевоенное время, когда не было опубликовано ни одной серьезной работы, посвященной этой теме. Материал отбирался лишь любителями палеонтологии или случайными людьми, а коллекции музеев Калининграда крайне редко пополнялись такими находками. В то же время немецкие и польские палеонтологи издали немало работ, посвященных изучению окаменелостей из ледниковых отложений Балтики.
Благодаря деятельности ледника на территории области повсеместно развиты мощные (до 270 м) плейстоценовые образования, представленные чередованием отложений межледниковых (озерные и речные отложения) и ледниковых (морены) эпох, которые подразделяются на ряд горизонтов [16]. Наиболее важен куршский горизонт, распространенный почти повсеместно. Его отложения вскрыты в долинах рек, оврагов и на морском побережье (рис. 6, а). По данным В.А.Загородных с соавторами [16], в этих толщах отмечено высокое содержание обломков осадочных пород (до 75%), и, как следствие, большое количество окаменелостей.
По моим наблюдениям, возраст и тип пород, содержащих палеонтологический материал, очень разнообразен. Очень часты находки серых ордовикских известняков, силурийских ракушечников и криноидных известняков, светло-розовых и желтоватых доломитов девона, юрских песчаников светло-бурой окраски, многочисленных серых алевролитов и кремнистых конкреций мелового возраста. Эти породы содержат много ископаемых остатков, среди которых часто встречаются губки (рис. 7, а–в), кораллы (рис. 7, г–л), брахиоподы (рис. 8, а–ж), двустворки (рис. 8, з–л), трилобиты (рис. 8, м–п), мшанки (рис. 8, р), граптолиты (рис. 8, с), а также аммониты (рис. 9, а–в), белемниты (рис. 9, г–ж) и другие головоногие моллюски (рис. 9, з–н).
Выяснить происхождение этих ископаемых вполне возможно, поскольку понятна примерная траектория движения ледника, возраст искомых окаменелостей и стратиграфия дна Балтийского моря (рис. 6, б). Этого объема данных хватает для подобной реконструкции.

Рис. 7. Окаменелости из ледниковых отложений, побережье Самбийского п-ва: а–в – губки, верхний мел; а – Plocoscyphia в породе; б, в – Ventriculites ?.; г–и – кораллы, ордовик-силур; г – Halysites sp.; д–е – различные представители сем. Syringoporidae; ж–л – ругозы, подсем. Streptelasmatina. Фотографии автора.

Рис. 8. Окаменелости из ледниковых отложений, побережье Самбийского п-ва: a–ж – брахиоподы (силур); в – Dalmanella? sp. (ордовик), г – Protochonetes? sp. (силур), д – Lingula sp. (ордовик); з–л – двустворчатые моллюски (средняя юра); и – Nucula sp.; к – Grammatodon sp.; л – Trigonia sp.; м–п – трилобиты (ордовик); м – пигидий Paraceraurus aculeatus; н – цефалон P. aculeatus; о – пигидий Illaenus ?; п – гипостама, предположительно представитель сем. Cheiruridae; р, с – мшанки (ордовик). Фотографии автора.

Рис. 9. Окаменелости из ледниковых отложений, побережье Самбийского п-ва: a–в – аммониты, средняя юра, келловейский ярус; а – представитель подсем. Cardioceratinae; б – Quenstedtoceras sp.; в – Subvertebriceras zenaidae; г–ж – ростры белемнитов, верхний мел, сеноманский ярус; г – Hibbolites sp.; д–ж – Belemnitella sp.; з–н – наутилоидеи и ортоцератоидеи, ордовик; з – отпечаток раковины Trocholites ?; и – Armenoceras ?; к – Proterovaginoceras ?.; л–н – “Orthoceras”. Фотографии автора.

Морские ящеры из ледниковых отложений.
В ходе изучения позвонков ископаемого кита (о котором я рассказал в главе «Эоценовый зоопарк») обнаружились три любопытных окаменелых позвонка без этикеток и номеров. Откуда происходили эти экземпляры, никто из сотрудников музея не знал. Их фотографии отправили российским специалистам по морским рептилиям мезозоя. Спустя непродолжительное время пришел ошеломляющий ответ от Н.Г.Зверькова: позвонки происходят из коллекции немецкого палеонтолога Г.Шрёдера (рис. 3, в), до того времени считавшейся полностью утраченной! Нет сомнений, что именно эти позвонки изображены в его работе [15] и описаны им как три разных вида Pliosaurus ? gigas, Plesiosaurus Helmersenii (рис. 10, а, б, в) и Plesiosaurus ichthyospondylus (рис. 11, а, б, в). По современным данным, первые два вида — это представители эласмозавров (рис. 10, а), а третий, небольшой позвонок принадлежит мозазавру (рис. 11, а).

Рис. 10. Эласмозавр: а – реконструкция эласмозавра в естественной среде обитания, художник А.А. Атучин; б, в – шейный позвонок эласмозавра, обнаруженный около г. Гумбиннен (ныне – г. Гусев) и описанный Г. Шредером как вид Plesiosaurus Helmersenii, фонды КОИХМ. Фотография автора.

Удивительно, что эти окаменелости были найдены не в коренных отложениях Восточной Пруссии, а в моренных отложениях! Невероятное везение позволило Шрёдеру обнаружить эти уникальные фоссилии в разрозненном валунно-галечном материале, принесенном ледником.
Бóльшая часть коллекции Шрёдера, скорее всего, утрачена. В ней имелись и очень ценные экземпляры. Например, голотип вида Plesiosaurus balticus, представленный шейным позвонком с сохранившемся остистым отростком. Этот экземпляр был обнаружен в морене в окрестностях г.Мальборк (Польша) [15] и изображен в более поздних работах [11, рис. 49].

Рис. 11. Мозазавр: а – реконструкция мозазавра в погоне за акулой, художник А.А. Атучин; б, в – хвостовой позвонок мозазавра из окрестностей г. Пройсиш-Холланд (ныне – г. Пасленк, Польша, в 40 км от южной границы Калининградской обл.), описан Г. Шредером как вид Plesiosaurus ichthyospondylus, фонды КОИХМ. Фотография автора.

Калининградская тундростепь

Обширный плейстоценовый биом, названный тундростепью, занимал некогда бóльшую часть площади
Северного полушария, включая территорию современной Калининградской обл. Климат, в котором существовал этот биом, был сухим и холодным, растительный мир представлен злаками и разнотравьем. Тот мир был непохож на современную тундру, где господствует влажный климат, травяной ярус формируют мхи, а самое крупное животное — северный олень. Древнюю тундростепь населяли иные животные, намного крупнее и разнообразнее нынешних представителей фауны Крайнего Севера. Комплекс животных тундростепи ученые объединяют под термином «мамонтовая фауна».
Редкие находки этой фауны в Восточной Пруссии известны еще с XIX в., но, к сожалению, основательно они не изучались. Стоит отметить публикацию А.Йенча [11, с.24–25], в которой упоминаются ископаемые остатки плейстоценовых животных, найденные в Восточной Пруссии, а также изображен зуб шерстистого мамонта (рис. 12, б), обнаруженный около дер.Пушдорф (ныне пос.Пушкарево). Замечательно, что в последние годы, по прошествии весьма продолжительного периода времени, начали вновь выходить работы [17–19], посвященные этой тематике.
Приведу сведения о наиболее значимых находках мамонтовой фауны на территории Калининградской обл.

Рис. 12. Шерстистый носорог (Coelodonta antiquitatis): а – художественная реконструкция, автор Р.В. Евсеев, б – проксимальный фрагмент лопатки, обнаруженный у п. Ровное (Гвардейский р-н), фонды ММО, экз. № 8333.

В 2014 г. в фонды Музея Мирового океана попал проксимальный фрагмент лопатки шерстистого носорога (рис. 12, а, б), который обнаружили на территории заброшенных карьеров у пос.Ровное. А в 2015 г. в одном из карьеров у пос.Талпаки были найдены почти полная лучевая и полная третья пястная кости такого животного [19].

Рис. 13. Шерстистый мамонт (Mammuthus primigenius): а – художественная реконструкция, автор Р.В. Евсеев, б – рисунок зуба мамонта, обнаруженного у д. Пушдорф (ныне – п. Пушкарево, Черняховский р-он), оригинал: [11, рис. 7]; в – зуб ювенильной особи, обнаружен в карьере у г. Гусев, ММО, экз. № 8450; г – крупный зуб, точное местонахождение неизвестно, ММО, экз. № 8332.

На территории области зарегистрировано не менее четырех местонахождений шерстистого мамонта [18] (рис. 13, а), остатки которого представлены как костями, так и зубами различной сохранности (рис. 13, б, в, г). Недавно опубликована заметка [17] об определении изотопного возраста костей мамонтов из Калининградской обл. Установлено, что животные жили ранее 45 тыс. лет назад, а их распространение совпадает с потеплением во время валдайского оледенения. Отложения, из которых происходят эти ископаемые остатки, относятся к боровиковской свите (рис. 2).

Рис. 14. Задний фрагмент черепа евразийского тура (Bos primigenius primigenius), обнаруженный на дне Балтийского моря у г. Зеленоградска в июне 2018, фонды ММО.

В июне 2018 г. на дне Балтийского моря (на глубине 24 м) напротив г.Зеленоградска водолазы обнаружили задний фрагмент черепа евразийского тура (рис. 14). По мнению некоторых специалистов Атлантического отделения Института океанологии имени П.П.Ширшова РАН (г.Калининград), на такой глубине этот фрагмент оказался в позднем плейстоцене — раннем голоцене. Этот любопытный экземпляр пока еще не описан и ждет своего изучения.

Рис. 15. Затылочная кость синего кита, обнаруженная на дне Балтийского моря в июне 2018 г. Фотографии автора.

* * *

С каждым годом растет число новых интересных находок ископаемых в Калининградской обл. Так, недавно были обнаружены кости пещерного льва, которые скоро будут описаны в отдельной публикации. В июне 2018 г. рыбаки передали Музею Мирового океана затылочную кость синего кита (рис. 15), вероятней всего голоценового возраста, поднятую тралом со дна Балтийского моря.
Есть ряд любопытных данных, требующих дополнительной проверки, но нуждающихся в предании огласке. К примеру, ныне покойный В.А.Загородных опубликовал небольшую заметку, которая посвящена находкам янтарей в отложениях каменной соли позднепермского возраста, поднятой в одной из скважин области, но не указал место хранения материала. Если информация подтвердится и удастся обнаружить образцы, то можно будет считать эти янтари одними из самых древних на планете.
За долгие годы, как в фондах музеев Калининграда, так и в частных коллекциях накопилось много нового материала, еще не изученного. Поэтому предстоит долгий и увлекательный процесс исследований и, как следствие, новые открытия в палеонтологической истории Калининградской обл.

Выражаю искреннюю благодарность М.А.Поповой за предоставленные для изучения материалы из фондов Калининградского областного историко-художественного музея; художникам Р.В.Евсееву и А.А.Атучину, любезно позволивших проиллюстрировать статью своими картинами; палеонтологам М.В.Рогову, А.В.Бродскому, М.В.Григорьеву, К.К.Тарасенко, Н.Г.Зверькову и Е.С.Казанцевой за помощь в определении некоторых ископаемых, упомянутых в работе; Л.Д.Башировой, Н.К.Семенову и П.А.Безносову за ценные замечания по тексту статьи.

Литературы / References
1. Zaddach E.G. Über die Bernstein- und Braunkohlenlager des Samlandes. Schriften der Physikalisch-Ökonomischen Gesellschaft zu Königsberg. 1860; 1: 1–44.
2. Zaddach E.G. Das Tertiärgebirge des Samlandes. Schriften der Physikalisch-Ökonomischen Gesellschaft zu Königsberg. 1867; 8: 85–197.
3. Mayer K. Faunula des marinen Sandsteines von Klleinkubren bei Königsberg. Vierteljahresschrift der Naturforschenden Gessellschaft in Zürich. 1861; 6: 1–109.
4. Noetling F. Ueber das Alter der samländischen Tertiärformation. Zeitschrift der deutschen geologischen Gessellschaft. 1883; 35: 671–694.
5. Noetling F. Die Fauna des Samländischen Tertiärs. Teil I (Vertebrata, Crustacea und Vermes, Echinodermata). Abhandungen zur geologischen Specialkarte von Preussen und den Thüringischen Staaten. 1885; 6(3): 1–216.
6. Noetling F. Die Fauna des Samländischen Tertiärs. Teil II (Gastropoda, Pelecypoda, Bryozoa, Geologischer Theil). Abhandungen zur geologischen Specialkarte von Preussen und den Thüringischen Staaten. 1888; 6(4): 1–109.
7. Daniels C.H. von, Heinke A., Heunisch C. et al. Wissenschaftliche Originale in den Sammlungen BGR/NLfB Hannover und BGR Berlin. Berlin, Bundesanstalt für Geowissenschaften und Rohstoffe, BGR-Bericht. 1999; 93.
8. Busulini A., Beschin C., Tessier G. A re-evaluation of extinct European crabs referred to the genus Calappilia A.Milne Edwards in Bouillé, 1873 (Brachyura, Calappidae). Proceedings of the 5th Symposium on Mesozoic and Cenozoic Decapod Crustaceans, Krakow, Poland, 2013: A tribute to Pál Mihály Müller. Scripta Geologica. 2014; 147: 193–219.
9. Gottfried M.D., Fordyce R.E An associated specimen of Carcharodon angustidens (Chondrichthyes, Lamnidae) from the Late Oligocene of New Zealand, with comments on Carcharodon interrelationships. Journal of Vertebrate Paleontology. 2001; 21(4): 730–739.
10. Bericht über die in den Sitzungen der Physikalisch-ökonomischen Gesellschaft zu Königsberg in Pr. gehaltenen Vorträge im Jahre 1892. Schriften der Physikalisch-Ökonomischen Gesellschaft zu Königsberg. 1892; 33: 1–414.
11. Jentzsch A. Führer durch die geologischen Sammlungen des Provinzialmuseums der physikalisch-ökonomischen Gesellschaft zu Königsberg. Königsberg, 1892.
12. Voigt E. Ein Fischskelett aus dem unteroligozänen Grünsand von Palmnicken im Samland. Zeitschrift der Deutschen Geologischen Gesellschaft. 1937; 89(2): 72–76.
13. Жарков М.П., Гликман Л.С., Каплан А.А.и др. О возрасте палеогена Калининградской области. Известия АН СССР: Сер. геологическая. 1976; 1: 132–135. [Zharkov M.P., Glikman L.S., Kaplan A.A. et al. O vozraste paleogena Kaliningradskoy oblasti. Proceedings of the USSR Academy of Sciences: Ser. Geological. 1976; 1: 132–135. (In Russ.).]
14. Schröder H. Ueber senone Kreidegeschiebe der Provinzen Ost- und Westpreussen. Zeitschrif t der Deutschen geologischen Gesellschaft. 1882; 34: 243–287.
15. Schröder H. Saurierreste aus der baltischen oberen Kreide. Jahrbuch der Königlich Preussischen Geologischen Landesanstalt und Bergakademie zu Berlin. 1884; 5: 293–333.
16. Загородных В.А., Довбня А.В., Жамойда В.А. Стратиграфия Калининградского региона. Калининград, 2001. [Zagorodnykh V.A., Dovbnya A.V., Zhamoyda V.A. Stratigrafiya Kaliningradskogo regiona. Kaliningrad, 2001. (In Russ.).]
17. Кузьмин Я.В., Плихт Й. ван дер, Мартынович Н.В., Гришанов Г.В. Первые радиоуглеродные даты по костям мамонтов (Mammuthus primigenius) в Калининградской области (Россия). Евразия в кайнозое. Стратиграфия, палеоэкология, культуры: Материалы международной конференции. Иркутск, 2016; 38–42. [Kuzmin Ya.V., Plikht Y. van der, Martynovich N.V., Grishanov G.V. Pervyye radiouglerodnyye daty po kostyam mamontov (Mammuthus primigenius) v Kaliningradskoy oblasti (Rossiya). Eurasia in the Cenozoic. Stratigraphy, paleoecology, culture. Materials international conference. Irkutsk, 2016; 38–42. (In Russ.).]
18. Мартынович Н.В., Гришанов Г.В. Остатки мамонтовой фауны в Калининградской области. Фундаментальные проблемы квартера, итоги изучения и основные направления дальнейших исследований. Иркутск. 2015; 303–305. [Martynovich N.V., Grishanov G.V. Ostatki mamontovoy fauny v Kaliningradskoy oblasti. Fundamental problems of the Quarter, the results of the study and the main directions of further research. Irkutsk, 2015; 303–305. (In Russ.).]
19. Мартынович Н.В., Гришанов Г.В. Шерстистый носорог (Coelodonta antiquitatis) в Калининградской области. Байкальский зоологический журнал. 2016; 2(19): 44–47. [Martynovich N.V., Grishanov G.V. Sherstistyy nosorog (Coelodonta antiquitatis) v Kaliningradskoy oblasti. Baikal Zoological Journal. 2016; 2(19): 44–47. (In Russ.).]
20. Jagt J.W.M., Bakel B.W.M. van, Fraaije R.H.B., Neumann C. In situ fossil hermit crabs (Paguroidea) from northwest Europe and Russia. Preliminary data on new records. Revista Mexicana de Ciencias Geológicas. 2006; 23: 364–369.
21. Rosentau A., Bennike O., Uścinowicz S., Miotk-Szpiganowicz G. The Baltic Sea Basin. Submerged Landscapes of the European Continental Shelf: Quaternary Paleoenvironments. Hoboken (NJ, USA), 2017; 103–133. Doi: 10.1002/9781118927823.ch5.
22. Лукьянова Н.В., Богданов Ю.Б., Васильева О.В. и др. Государственная геологическая карта Российской Федерации. Масштаб 1:1 000 000 (третье поколение). Серия Центрально-Европейская. Лист N-(34). Калининград. Объяснительная записка. СПб., 2011. [Lukyanova N.V., Bogdanov Yu.B., Vasileva O.V. et al. Gosudarstvennaya geologicheskaya karta Rossiyskoy Federatsii. Masshtab 1: 1 000 000 (tretye pokoleniye). Seriya Tsentralno-Evropeyskaya. List N-(34). Kaliningrad. Explanatory note. Saint-Petersburg, 2011. (In Russ.).]

***
Оригинальная публикация - Мычко Э.В. Янтарный край: страницы ископаемой летописи // Природа, 2019. № 3. C. 47-57.

Скачать pdf этой статьи можно по этой ссылке

Ключевые слова (тэги): палеонтология, мамонты, кайнозой, морские рептилии, Калининградская область, эрратические валуны

Публикация создана 29 апреля 2020 года

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#362764">http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#362764</a>

Мастер пиара в самом лучшем смысле слова!

Комментарий создан 29 апреля 2020 года в 20:52:18

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#362853">http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#362853</a>

На рис.8 а, е, ж – девонские ринхонеллиды (что-то типа Rhipidorynchus). д - скорее всего Glossella unbonata, д - вряд ли Dalmanella, особенно если масштабная линейка одинакова для всех образцов. п - гипостома Lichidae

Комментарий создан 1 мая 2020 года в 19:13:29
отредактирован 1 мая 2020 года в 19:13:46

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#376189">http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#376189</a>

Вы заблуждаетесь. Это не девонские брахиоподы, это типичные силурийские окаменелости. Под буквой а изображен классический бейриховый известняк. Порода очень известная и распространённая в валунах Южной Прибалтики и Северной Германии (http://strandsteine.de/Beyrichienkalk.htm). Ее ни с чем не с путать, тем более с девоном. Те остальные брахиоподы также происходят из обсуждаемого типа породы. Ознакомится с таксономией этих силурийских брахиопод можно в работе Neben, Krueger, 1971-1979. Там все они есть.

Комментарий создан 17 декабря 2020 года в 18:47:19
отредактирован 17 декабря 2020 года в 18:50:51

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#376190">http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#376190</a>

Может быть, но сохранность не позволяет делать такие определения. Camerella - ни в ордовике, ни в силуре в Палеобалтике не встречается (но имеют место другие рода сем.Camerellidae).
"остальные брахиоподы также происходят из обсуждаемого типа породы" - что это значит? От ордовика до силура в валунах присутствует очень много разных слоев.

Комментарий создан 17 декабря 2020 года в 19:40:25

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#376193">http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#376193</a>

Вы заблуждаетесь. Сохранность позволяет как раз-таки делать очень много выводов. Поверьте, я хорошо разбираюсь с в таксономии валунов Южной Прибалтики. Обсуждаемые брахиоподы а,б,е,ж,г (кроме в) - верхнесилурийские и происходят из бейрихового известняка. Девонские же породы представлены совершенно иными фациями - доломитами со своеобразным комплексом брахиопод. Из ринхонеллид там только Rhynchonella parallelepipeda. Отличить местный девон от силура сможет любой школьник. Для чего я Вам прислал ссылку? Посмотрите где распространен бейриховый известняк (на дне Балтийского моря к юго-востоку от Готланда до южной оконечности острова Саарима, Эстония). Также прошу ознакомиться с работой К. Гагеля (Gagel, 1890), который всех этих брахиопод описал. И насчет Camerella Вы опять ошиблись. Она встречается и в ордовике, и в силуре (см. Neben, Krueger, 1973).

Комментарий создан 17 декабря 2020 года в 19:53:14

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#376196">http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#376196</a>

Popov, L. E., Egerquist, E., Zuykov, M. A. 2005. Ordovician (Arenig–Caradoc) Syntrophiidine brachiopods from the East Baltic region. Palaeontology 48, 4, 739-761.
Wright, A. D. 1974. A revision of the Upper Ordovician brachiopod "Pentamerus angulosus Törnquist". GFF 96, 237-246.
И конечно же Treatise on Invertebrate Paleontology - Part H (revised) - Brachiopoda - vol.4, стр.949
Это несколько более свежие работы.

Комментарий создан 17 декабря 2020 года в 20:25:02

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#376197">http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#376197</a>

Ничего не понимаю. Зачем мне они? Я утверждаю, что изображенные а,б,е,ж,г (кроме в) - силурийские, а не ордовикские или девонские. И происходят из бейрихового известняка. Зачем мне ссылки на статьи про ордовикских брахиопод?? И третизы?? Ваши определения просто неверные, вот и все.

Комментарий создан 17 декабря 2020 года в 20:32:00

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#376200">http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#376200</a>

Вам же наверняка знаком бейриховый известняк? Или я как понимаю, Вы считаете эту породу девонской?

Комментарий создан 17 декабря 2020 года в 20:46:57

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#376202">http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#376202</a>

его аналогом в нормальном разрезе Эстонии являются породы трех горизонтов - курессааре, каугатума и охесааре. Но я, конечно, не настолько хорошо знаю эти породы, чтобы по отдельным раковинам определять возраст изначальной породы, из которой они выпали.
В приведенной Вами ссылке на работы Вальтера Небена и Ханса-Хартмута Крюгера описываются валуны всего возрастного диапазона - от кембрия до девона.

Комментарий создан 17 декабря 2020 года в 21:03:09

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#376205">http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#376205</a>

Насчет горизонтов -- совершенно верно, так и есть. То есть Вы согласны, что это пржидоли. Так те брахиоподы из фототаблицы, все из этого самого бейрихового известняка. Это абсолютно точно. Под буквой а вообще фрагмент этого самого известняка с ядрами гастропод, обсуждаемыми ринхонеллидами, тентакулитами, остракодами нодибейрихия -- полным набором. Так я Вам и привел работы Небена и Крюгера, чтобы Вы посмотрели на силурийских ринхонеллид и сравнили с разнообразием девонских. Все же нужно понимать, что фауна Прибалтики несколько отличается от одновозрастой в валунах.

Комментарий создан 17 декабря 2020 года в 21:12:41

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#376211">http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#376211</a>

Нет, не согласен.
1) В валунах встречаются породы ВСЕХ возрастов от кембрия до девона. Как одиночные раковины, без вмещающей породы можно соотнести с каким-либо одним слоем? (это про фото 8 е,ж)
2) Брахиоподы Camerella - не встречаются в валунах, и к тому же они не ринхонеллиды, а пентамериды
"Все же нужно понимать, что фауна Прибалтики несколько отличается от одновозрастой в валунах" - это если валун принесен из Швеции, а не с территории Эстонии (например, с островов)

Комментарий создан 17 декабря 2020 года в 23:05:10

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#376213">http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#376213</a>

1) Сергей, ну что Вы в самом деле! Можно и обидеться!... Я же не студент, который придумывает какую-то небылицу. Работаю с этим материалом давно и хорошо отличаю различные типы ВСЕХ осадочных пород (без преувеличения), представленных в валунно-галечном материале области. Более того, я про это книгу написал (почти). Те изолированные ринхонеллиды идентичны тем что встречаются в бейриховых известняках, из них они и вымыты. Они были описаны неоднократно в литературе. Поверьте, я собрал довольно большую их коллекцию и знаю о чем я говорю. Девонские брахиоподы встречаются совсем в других породах, совсем иной сохранности и там нет таких ринхонеллид. Это силур абсолютно точно. Я больше спорить не хочу. Потом посмотрите в книге, я Вам подарю экземпляр.
2) По поводу встречаемости Camerella в валунах посмотрите пожалуйста в уже не раз упомянутых работах Небена и Крюгера, они не единожды отметили этот род в различных по возрасту валунах. Да, и я разве сказал, что Camerella - это ринхонеллида? Я этого не говорил. Я мог неверно определить какую либо форму, но с возрастом я не ошибаюсь в данном случае.
А я про что говорю? Тем более, что из Прибалтики пород у нас меньше, чем из Швеции и дна Балтики.

Комментарий создан 17 декабря 2020 года в 23:21:00

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#363000">http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#363000</a>

Замените, пожалуйста, индексацию в подписях к рисунку 4 с цифровых на буквенную, как во всех остальных.

Комментарий создан 3 мая 2020 года в 14:17:47

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#363674">http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#363674</a>

Эдуард, очень познавательно! Прочитал с большим удовольствием.
Только вот рис. 9а - это не Cardioceratinae. Видимо - это поздний Gowericeras (Kocmoceratidae, Gowericeratinae), что-то ex gr. curtilobus-galilaeii. А есть у него уплощение на вентральной стороне?

Комментарий создан 13 мая 2020 года в 20:15:26

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#363675">http://www.ammonit.ru/text/2523.htm#363675</a>

Денис, спасибо. Возможно, надо бы отдельно аммонитов посмотреть, да и искать тут активнее мне. Насчет уплощения, к сожалению не могу сказать, экземпляры в институте, по понятным причинам пока доступа к ним нет.

Комментарий создан 13 мая 2020 года в 20:18:07