Древние чудовища России

В издательстве "Манн, Иванов и Фербер" вышла книга "Древние чудовища России", посвященная животным, населявшим территорию нашей страны прошедшие эпохи. Авторы книги хорошо знакомы читателям «Аммонит.ру» - это Антон Нелихов (A_Nelikhov), автор множества очень интересных публикаций на тему палеонтологии и Андрей Атучин (Olorotitan), замечательный палеоиллюстратор. Собственно, текст книги написан Антоном Нелиховым, а иллюстрации сделаны Андреем Атучиным. Картинок и текста в книге примерно поровну.

Книга построена по хронологическому принципу — от древнейших архейских бактерий до почти современных нам мамонтов ледникового периода. Она охватывает все периоды фанерозоя. Огромное достоинство книги в том, что, несмотря на название, она вовсе не концентрируется на «самых чудовищных чудовищах», как это часто бывает с популярной литературой по палеонтологии, а рассказывает обо всем — не только о динозаврах и звероящерах, но и о трилобитах, граптолитах, аммонитах, наутилоидеях, насекомых и даже бактериях. Причем в книге рассказывается не столько об отдельных животных, сколько о том мире, котором они жили и об экосистемах, существовавших на территории России на всем протяжении истории нашей планеты.

"Древние чудовища России" — первый популярный палеонтологический обзор практически всего «ископаемого населения» России, до сих пор о наших окаменелостях с таким широким хронологическим и географическим охватом еще никто не писал. Хотя книга рассчитана в первую очередь на детскую аудиторию (в начале есть страница с надписью «эта книга принадлежит юному палеонтологу … » и место, куда можно вписать свое имя), она будет интересна и взрослым читателям. В книге есть не только рассказы о древних жителях России, но и истории палеонтологических находок и даже портреты палеонтологов, причастных к этим находкам.

страницы из книги

Отдельно стоит сказать о замечательных иллюстрациях, выполненных Андреем Атучиным. Давно вымершие создания кажутся на них живыми и реальными. Часть этих иллюстраций уже знакомы любителям палеонтологии, но много в книге и нового, ранее, насколько я понимаю, не публиковавшегося.

Есть у "Чудовищ России" и небольшие недостатки. Мне в этой книге очень не хватает ссылок на литературу, на источники информации. В тексте есть множество очень интересных и любопытных моментов, о которых я никогда раньше не слышал и о которых хотелось бы узнать подробнее (например, синие светящиеся (!) глаза у ордовикских трилобитов). Есть спорные моменты (например, гибель морских рептилий, дышавших атмосферным воздухом, от дефицита кислорода в воде), в которых тоже хотелось бы разобраться. Скорее всего отсутствие ссылок — дань популярному жанру и детской аудитории, но на мой взгляд они бы не помешали.

Ну и конечно читателям, серьезно интересующимся палеонтологией, нужно помнить, что в научно-популярной литературе (и "Чудовища России" здесь не исключение) фраза «такой-то ящер жил в болоте и питался земноводными», на самом деле означает, что по мнению одного из исследователей, этот ящер, скорее всего, мог жить в болоте, и что он, вероятно, мог питаться земноводными. Другие палеонтологи могут иметь совершенно иные мнения и относительно условий, в которых жил этот ящер, и относительно его пищевых предпочтений. Понятно, что отразить все многообразие мнений по каждому вопросу в одной книге совершенно не реально, да и читать все эти «может быть они могли быть» было бы невообразимо сложно и скучно. Так что это не претензия к книге, она замечательная, а лишь небольшая ремарка. В целом книга интересная и оставляет очень благоприятное впечатление.

страницы из книги