"В поисках Юрского моря" исследовательская работа Ларионова Никиты (10лет) и его мамы

Автор: saharok

Есть два разряда путешествий-
Один пускаться с места вдаль;
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь…
А. Твардовский

Введение

Моя работа основана на интересе к палеонтологии. Слово «палеонтология» сложилось из трех греческих слов – «палайос» - древний, «относ» - существо, «логос» - наука. А все вместе можно понять, как наука о древних существах. Вот уже второе лето я по-новому смотрю на свою деревушку, расположенную в Сергачском районе Нижегородской области. Ведь именно здесь два года назад я узнал, что земля в деревни хранит тайну древнего моря. Сегодня всем жителям Нижегородской области привычнее слышать шелест травы, а не шум прибоя, ощущать капли дождя на лице вместо соленых брызг. Но тем не менее море находится совсем близко – оно у нас под ногами. Однако увидеть его можно только мысленно. Но узнать о жизни древних обитателей, нарисовать картину прошлого нам помогут «каменные документы» – окаменелости.

Актуальность

Двести лет палеонтологи Земли открывают тайны прошлых эпох. Какая же польза от этих знаний? Ведь все, что исчезло, никогда снова не появится на Земле. Нужно ли уделять время прошлому?
На этот вопросы я отвечаю себе «Да». У Земли, как и у человека есть своя история – биография. Мы знаем биографию Пушкина, Некрасова и хотим знать биографию Земли, но это невозможно без труда палеонтологов, их находок и открытий. Сейчас палеонтология пополняется новыми сведениями и картина прошлого становиться все более полной. Благодаря окаменелостям мы узнаем о прошлом нашей планеты и о бесчисленных поколениях организмов сменявших друг друга. Моя исследовательская работа началась в 2010г, тогда мне представился случай узнать о Земле немного больше и я постарался им воспользоваться. Сегодня я продолжаю исследовать территорию своей деревни в Нижегородской области, и открываю для себя новые виды древних морских обитателей.

Цель

Воссоздать картину жизни древних обитателей Юрского моря.

Задачи

Обследовать новую территорию.
Пополнить коллекцию окаменелостей новыми видами.
Получить помощь у профессиональных палеонтологов в определении находок.
Расширить знания об обитателях древнего моря, с помощью литературы установить особенности их жизни и взаимоотношений.

Гипотеза

В какое бы время и в какой бы среде не жили организмы, между ними возникали особые отношения: кто то был хищником, кто то жертвой, одни были хозяевами, а другие вели паразитический образ жизни. В связи с этим, можно предположить, что некоторые, из найденных мной морских животных, не просто обитали на одной территории, а находились в тесной связи друг с другом.
В поисках Юрского моря
Какие ощущения может испытывать человек, держа в руках часть древнего окаменевшего существа, жившего миллионы лет назад? Пожалуй, прежде всего – ощущение путешествия во времени. Исследуя холмы и овраги моей деревни, я путешествую по исчезнувшему древнему Юрскому морю вот уже 2 года. И узнаю о разнообразных морских животных, а так же их образе жизни.
Прошлогодние находки древних морских обитателей вызвали у меня большой интерес и стремление к новым открытиям. В это лето вместе со своей семьей я расширил территорию исследования. Узкая тропинка, ведущая прямо к Юрскому морю стала совсем знакомой, а моя коллекция пополнилась новыми неизвестными находками.

Творческий проект к исследовательской работе "В поисках Юрского моря"

Решение вопросов об определении новых находок

Чтобы не ошибиться в определении новых находок, мне необходима была помощь. Ее я решил получить у профессиональных палеонтологов. Возник вопрос «Как и где их найти?». Ближайший краеведческий музей города Сергач находится в часе езды от деревни, но музей больше специализируется по истории человека, а не эволюции жизни.
На помощь пришел интернет. Здесь мы нашли крупнейший сайт, объединяющий палеонтологов профессионалов и любителей - «Аммонит.ру». Сайт был создан в начале 2005г для обсуждения и определения окаменелостей. Это сайт, на котором любой интересующийся палеонтологией может разместить свои фото, задать вопросы, узнать о новых открытиях. Этой возможностью мы и воспользовались для определения наших находок.

Как происходит окаменение

Очень мало, обитавших когда-то на Земле животных сохраняются до наших дней. Важное условие сохранения остатков – это окаменение. Палеонтологи уверены, что гораздо лучше сохраняются части животных, живших в водной среде. Например, моллюск, попадая на дно, закрывается новыми слоями песка, ила и углубляется в осадочную породу. Здесь тело разрушается а его место занимают минералы из воды, ил, которые постепенно заполняют всю раковину. Пример тому найденные мной аммониты и грифеи (в коллекции №1, 5). Их раковины внутри кажутся каменными.

Аммонит (дорисовка)

В Юрский период море наступало на сушу. Мои находки говорят о том, что именно в этот период особенно хорошо чувствовали себя моллюски, как головоногие, так и двустворчатые. Именно они попадались мне чаще других животных.

Поиск окаменелостей (немного из личного опыта)
Перед отправлением на поиски Юрского моря было важно подобрать инструмент. Это лето, как и прошлое в наших краях выдалось засушливым. И земля стала очень сухой. Поэтому нам пришлось работать лопатой. Часто попадались большие каменные глыбы, внутри которых хранились отпечатки и разные раковины, для того чтобы разбить такую глыбу нам потребовался молоток с острым и тупым концом. Для работ с мелкими конкрециями – маленький молоточек. А так же нож – для аккуратной работы и очистки найденного материала. Ведро и рюкзак пригодились для сбора и транспортировки находок.

Немного о породах земли

В местах, где мы с семьей проводили раскопки, встречаются залежи глины разных цветов. От светло-желтой до красной, от белой – до черной. Оказывается, не случайно мы находили остатки некоторых морских животных именно в глинах, в основном серых и голубых. Ведь глина – один из видов осадочных пород. Палеонтологи отмечают, что в других породах земли редко сохраняются окаменелости.
Исследуя овраг, мы увидели слои разной глины, и в каждом слое нам встречались разные представители древнего мира.
Реконструкция условий жизни в Юрском море
Палеонтологам редко попадаются находки, проливающие свет не только на строение древнего животного, но и на образ жизни, который он вел.
Все найденные мной окаменелости я смело могу назвать «каменными документами». Ведь по ним можно узнать о взаимоотношениях между обитателями, кто был хищником, а кто жертвой. Кто был придонным жителем, а кто плавал в толще воды. А еще понять, каким было общее место их обитания.
С помощью найденных мной остатков древних обитателей и книг об их образе жизни я постарался реконструировать Юрское море.
Пользуясь пособием «Материалы к урокам – экскурсиям, я узнал о том, что найденные мной грифеи, двустворчатые моллюски, аммониты и белемниты жили в море с нормальной соленостью воды, где на литр воды приходится 3,5 грамма соли.

Белемнит (дорисовка)

Будь вода соленее или преснее, этих животных бы уже не было /4 «Путешествие по берегам морей, которых никто не видел» Д.С. Худяков; приволжское книжное издание г.Саратов 1989г. : с 14/. За 2 года поисков нам не удалось найти отпечатки растений, и залежи песка, поэтому можно предположить, что место поиска не прибрежная часть, но и не глубоководные впадины, т.к. двустворчатые моллюски, найденные мной, предпочитали скорей всего небольшую глубину. О спокойности воды говорит находка юрского рака, ведь они не могли жить в местах с сильным движением воды. О дне нам рассказывают грифеи и несколько двустворок – зарывающихся моллюсков, которым не обязательно было прикрепляться к дну, а это значит, дно было мягким и илистым. А все виды найденных, мной, древних животных говорит нам о том, что температура воды не опускалась ниже 22 градусов, т.к. они были теплолюбивыми.
О взаимоотношениях между обитателями нам рассказывают находки аммонитов со следами укусов и повреждениями раковины. Это говорит о том, что аммониты были жертвами каких – то более крупных хищников или своих сородичей. Следы паразитических отношений доказывают находки серпул – круглых морских червей на раковинах аммонитов. А моя находка серпулы на ростре белемнитов, говорит о том, что эти черви вели прикрепленный образ жизни и использовали для прикрепления не только живых, но и умерших животных.

Фрагмент белемнита со следами серпул + дорисовка

Планы на будущее

Обследуя холмы и овраги своей деревни, я открыл для себя тайны древнего моря. Собрал коллекцию окаменелостей и с помощью организаторов и пользователей профессионального сайта «Аммонит ру» определил эру, когда вместо зеленых лесов и хлебных полей было теплое море.
В следующем году я хочу поделиться своими открытиями с краеведческим музеем города Сергач в Нижегородской области, в котором не хватает сведений о том, что история их края уходит так далеко. Надеюсь, что мои новые находки будут им интересны.

Заключение

Однажды наткнувшись на окаменелость, я понял, что у нас под ногами не просто земля, а история нашей планеты. Прогуливаясь по лесу или вдоль реки, шагая по тропинкам в парке, давайте не будем забывать об этом. Давайте внимательней относиться к родному краю и у нас будет еще больше поводов любить его и гордиться им.

…И понял я, чтоб отыскать все это,
Не надо отправляться никуда.
Все чудеса под боком, а не где-то,
И стоит лишь не пожалеть труда…
Расул Гамзатов

и чтоб никому не было обидно, список используемой литературы:

1. «Когда Волга была морем» М.С. Архангельский, А.В. Иванов, А.Е. Нелихов; г.Саратов 2012г
2. «Материал к урокам – экскурсиям» А.В. Пахневич, изд.НЦ ЭНАС» Москва,2002г
3. «Обитатели древних морей территории Брянской области» А.К. Горохова, Т.А. Подоскина; изд. Белобережье. Брянск 2010г
4. «Путешествие по берегам морей, которых никто не видел» Д.С. Худяков; приволжское книжное издание г.Саратов 1989г.
5. Интернет ресурсы https://www.ammonit.ru/

Классификаторы: не выбраны

Публикация создана 5 марта 2013 года

<a href="http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130716">http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130716</a>

А что за деревня-то, если не секрет? Сергачский район?

Комментарий создан 6 марта 2013 года в 22:42:33

<a href="http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130718">http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130718</a>

д.Поварня (из разряда "вымерших" деревень)

Комментарий создан 6 марта 2013 года в 22:50:16

<a href="http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130737">http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130737</a>

Вот здесь кое-что есть по юре окрестностей Сергача:

Комментарий создан 6 марта 2013 года в 23:27:30

<a href="http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130720">http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130720</a>

А что, для начала неплохо. Надеемся будет продолжение. Молодцы.

Комментарий создан 6 марта 2013 года в 22:56:51

<a href="http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130726">http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130726</a>

СПАСИБО! это вторая наша работа. Мы не стали описывать детали всех, кто нам попался, потому, что здесь всем все известно. Взяли только суть.
Кстати, мы заняли первое место и получили на конференции уже IIю медаль. (Ярославль, школа №18)

Комментарий создан 6 марта 2013 года в 23:03:22

<a href="http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130814">http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130814</a>

..в Ярославле???

Комментарий создан 7 марта 2013 года в 11:13:20

<a href="http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130824">http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130824</a>

Наши палеонтологические изыскания проходят в Нижегородской обл. на родине родителей, где мы проводим лето, а живем в Ярославле. так что это не ошибка. Хочется конечно и в Ярославле сходить на раскопки, но здесь не знаем мест, да и в сезон нас не бывает.

Комментарий создан 7 марта 2013 года в 12:20:49

<a href="http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130843">http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130843</a>

О.., так я тоже с Ярославля!!! :)
У нас раньше было отличное место- Крестовский карьер, но к сожалению там сейчас построили ТЦ "Рио" :(
Самое лучшее место (не в городе- в области)- это с.Глебово в Рыбинском районе. Просто "рай" для поисков- там везде аммониты и прочяя палеофауна древнего юрского моря, в прошлой поездке я там огромного аммонита нашел диаметром 27 см!!! Таких там много, правда они не всегда целые.

Если есть желание, я туда еду где то 15-20 апреля,- хотите присоединяйтесь!
Также, возможно (скорее всего) со мной будет еще один участник "Аммонит.ру"- Роман, вообщем- будет желание пишите мне в личку.

Комментарий создан 7 марта 2013 года в 13:40:57
отредактирован 7 марта 2013 года в 13:41:41

<a href="http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130721">http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130721</a>

Молодцы!
Лето - скоро!)

Комментарий создан 6 марта 2013 года в 22:57:25

<a href="http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130728">http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130728</a>

Только его и ждем. Осталось 3 месяца и можно идти копать (вместо картошки).

Комментарий создан 6 марта 2013 года в 23:07:02

<a href="http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130741">http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130741</a>

Интересный стиль! С удовольствием почитал. готовая статья с рисунками. И ростр у белемнита лежит на своем месте.

Комментарий создан 6 марта 2013 года в 23:46:51

<a href="http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130793">http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130793</a>

Спасибо за одобрение. Однажды именно Вы дали нам консультацию по белемнитикам.

Комментарий создан 7 марта 2013 года в 08:31:10

<a href="http://www.ammonit.ru/text/815.htm#135507">http://www.ammonit.ru/text/815.htm#135507</a>

Комментарий удалён

Комментарий создан 8 апреля 2013 года в 11:37:26

<a href="http://www.ammonit.ru/text/815.htm#135508">http://www.ammonit.ru/text/815.htm#135508</a>

Вот схема строения белемнита. Ростр в самом хвосте.

Комментарий создан 8 апреля 2013 года в 11:55:38

<a href="http://www.ammonit.ru/text/815.htm#135552">http://www.ammonit.ru/text/815.htm#135552</a>

спасибо!

Комментарий создан 8 апреля 2013 года в 14:42:22

<a href="http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130759">http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130759</a>

Жалко фотографии маленькие, плохо видно образцы, но аммонит на отдельном фото, тот что "Аммонит (дорисовка)" скорее всего келловейский Kepplerites.

Комментарий создан 7 марта 2013 года в 01:03:36
отредактирован 7 марта 2013 года в 01:08:34

<a href="http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130815">http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130815</a>

5+!!!

Комментарий создан 7 марта 2013 года в 11:14:09

<a href="http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130823">http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130823</a>

СПАСИБО!

Комментарий создан 7 марта 2013 года в 12:13:35

<a href="http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130830">http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130830</a>

Искренне поздравляю Вас и Вашего сына с победой в конкурсе! Мы в прошлом году тоже участвовали с сыном с палеонтологической темой в "Старте в науку", но нам не очень повезло. Так что я вполне понимаю и разделяю Вашу радость и гордость за успехи сына. Еще раз, примите мои поздравления!!!

Комментарий создан 7 марта 2013 года в 12:54:34

<a href="http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130847">http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130847</a>

Огромное спасибо! к работе мы делали еще и презентацию с фото и нарезками из фильмов.
Палеонтология - большое поле для исследовательских работ и мы уверены, что Вам обязательно повезет. УДАЧИ СЫНУ!!! и не теряйте интереса!

Комментарий создан 7 марта 2013 года в 13:56:58

<a href="http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130940">http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130940</a>

хорошая публикация saharok поучительная особенно нужная для подрастающему поколении чтоб они знали сколько жизни вложены в осадочные породы и как росла наша земля чтоб ми не просто ходили по нему без ответственно отравляя окружающую среду а умели оглядываться тоже чтоб посмотреть какие следи ми на нем оставляем каждый должен знать что было на нем до нас и чему мы служим сегодня и что мы оставим на нем завтра .

Комментарий создан 7 марта 2013 года в 21:40:19

<a href="http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130946">http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130946</a>

Так держать, у вас уже сложившаяся поисковая группа.

Комментарий создан 7 марта 2013 года в 22:18:47

<a href="http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130956">http://www.ammonit.ru/text/815.htm#130956</a>

всем СПАСИБО! Мы и не думали, что получим столько отзывов!

Комментарий создан 7 марта 2013 года в 22:58:05

<a href="http://www.ammonit.ru/text/815.htm#131004">http://www.ammonit.ru/text/815.htm#131004</a>

Все здорово, но аммониты смонтированы "вверх ногами".
Жилая камера должна быть внизу, как у наутилуса.
* * *
Безотносительно к аммонитам, начинание хорошее.
Возьмите для детальной проработки какую-нибудь одну таксономическую группу, подготовьте творческий или исследовательский проект, - и можно выходить на всероссийские школьные конференции и слеты.

Комментарий создан 8 марта 2013 года в 17:16:42

<a href="http://www.ammonit.ru/text/815.htm#131496">http://www.ammonit.ru/text/815.htm#131496</a>

спасибо! возьмём на вооружение, ведь лето впереди!

Комментарий создан 12 марта 2013 года в 08:10:08

<a href="http://www.ammonit.ru/text/815.htm#131777">http://www.ammonit.ru/text/815.htm#131777</a>

Очень хорошая работа!
И самое главное спасибо Маме, что помогает сыну и поддерживает его хобби!

Комментарий создан 13 марта 2013 года в 20:44:31