Леденящие звезды (рецензия)

Автор: A_Nelikhov

Рубрика: Обсуждение литературы

"Жесткий климат, кажется, заставил жизнь задуматься над тем, что было бы неплохо разработать некоторые эволюционные новшества".

Климат Земли – вещь загадочная. Обычно говорят, что он меняется по внутренним причинам: из-за промышленных выбросов, извержений вулканов, изменений состава атмосферы.

В книге "Леденящие звезды" предлагается другое объяснение: главной причиной изменений климата являются низкие облака. Они плотным покровом окутывают планету, не пропуская солнечные лучи.

По подсчетам авторов книги, если все нынешние облака исчезнут, то температура на Земле поднимется на 10 градусов Цельсия. А увеличение числа облаков приведет к сильному падению температуры.
Низко летящие облака рождаются благодаря микрочастицам – мелким каплям серной кислоты, крупицам морской соли и т.д., вокруг которых концентрируется влага. По мнению авторов, большую роль в этом процессе играют космические лучи от мощных сверхновых звезд. Лучи проникают в атмосферу и способствуют концентрации серной кислоты, ускоряют образование "ядер облаков" – и атмосфера заполняется пеленой облаков.

Сейчас приблизительно два раза в секунду космические частицы сверхновых звезд проносятся сквозь ваше тело, пронзая макушку, пробивая толщи горных пород и в конце концов застревая в них. В горах или во время полета на самолете нас прошивает гораздо больше таких частиц.

Но были эпохи, когда число космических частиц достигало громадных объемов и порождало плотный облачный покров. Когда Солнечная система проходила в звездных рукавах Млечного пути, космических лучей было гораздо больше, чем в межзвездном пространстве. Иногда рядом с Солнечной системой взрывались случайные сверхновые (они оставляли на Земле следы в виде редких изотопов железа). Иногда ослабевало магнитное излучение Солнца, и космические лучи беспрепятственно добирались до внутренних планет в большом числе.

В книге говорится, что все масштабные оледенения и потепления в геологическом прошлом были связаны с лучами сверхновых. Современное глобальное потепление тоже: усилившаяся в последние годы магнитная активность Солнца мешает лучам звезд проникать в атмосферу и создавать облака. Поэтому температура повышается.

В книге много злых пассажей в адрес других ученых – физиков и метеорологов, которые якобы из-за конъюнктуры не признают роль космических лучей и придерживаются мнений о техногенном и антропогенном воздействии на климат. Претензии выглядят склочно и портят впечатление об авторах.

Разделы о палеонтологии вполне наивны и не заслуживают большого внимания. К примеру, вендский период оказался временем, когда в студеных морях едва выживали какие-то черви, питавшиеся "наносными отложениями".

Есть занятные истории из разных областей знания. К примеру, поднятие уровня космических лучей триста лет назад привело к серьезному похолоданию, из-за которого у деревьев получились очень узкие годовые кольца. Древесина приобрела особую плотность и твердость. Это позволило мастеру Антонио Страдивари сделать удивительные скрипки, повторить звучание которых никому с тех пор не удалось.

Подробно и интересно рассказано про странствия Солнца по Млечному пути. Есть изящный образ. Всплеск звездообразования несколько миллионов лет назад привел к появлению вокруг Солнца "взрывного кольца огня". И Солнечная система стала "похожа на компанию пожилых леди в маленькой лодчонке, по ошибке попавшей в самый центр Трафальгарского сражения".

Есть красивая история. В 3000 световых лет от нас, в Созвездии Скорпиона, сверкает гигантский след взорвавшейся сверхновой. Она огромная, и с Земли кажется больше, чем Луна. Мы не видим эту звезду, потому что она излучает невидимые нашим глазам гамма-лучи. Иначе над Южным полушарием мы бы любовались громадным, ярко пылающим кольцом, от которого выстреливают во все стороны космические лучи.

Классификаторы: не выбраны

Публикация создана 4 марта 2017 года

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1964.htm#291238">http://www.ammonit.ru/text/1964.htm#291238</a>

Антон, а на что это здесь?

Комментарий создан 5 марта 2017 года в 07:39:18

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1964.htm#291268">http://www.ammonit.ru/text/1964.htm#291268</a>

0.2

Изменения климата - это же перемена декораций для животных. По этой причине я и приобрел книжку. Но палеонтология там настолько скучна, что пересказывать неинтересно.

Комментарий создан 5 марта 2017 года в 13:07:49

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1964.htm#291364">http://www.ammonit.ru/text/1964.htm#291364</a>

Как-то неубедительно звучит... всё космические частицы да космические лучи, как будто у частиц нет более четких названий... да серная кислота какая-то... как будто атмосферной влаге, кроме капель этой самой кислоты, и конденсироваться больше не на чем.
Еще больше сомнений становится, когда речь заходит об астрономических вопросах. В созвездии Скорпиона, как я ни пытался, мне не удалось найти объект, похожий на остаток сверхновой. Ближайший кандидат - SN 1604. Ну так до нее не 3000 световых лет, и Змееносец не Скорпион.

Комментарий создан 6 марта 2017 года в 12:17:16

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1964.htm#291390">http://www.ammonit.ru/text/1964.htm#291390</a>

Что прочел, так и написал. Вот про сверхновую - Фото

Комментарий создан 6 марта 2017 года в 17:14:27
отредактирован 6 марта 2017 года в 17:14:55

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1964.htm#291634">http://www.ammonit.ru/text/1964.htm#291634</a>

Да понятно, что вопросы не к Вам. Я тоже ведь не великий эксперт, просто высказал, какие мысли пришли. У разных авторов ведь встречается, что ради более эффектной популяризации жертвуют точностью информации. А границы между допустимыми упрощениями, чрезмерной небрежностью и, Боже упаси, намеренными передергиваниями - их ведь не так просто определить, это надо глубоко в тему погружаться.

Комментарий создан 9 марта 2017 года в 23:09:59

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1964.htm#303213">http://www.ammonit.ru/text/1964.htm#303213</a>

Свенсмарк - физик. Как любой специалист, он пристрастен и пишет прежде всего о том, что ему хорошо знакомо. Будь он лучше знаком с палеонтологией или хотя бы с геологией, возможно, написал бы свою книгу иначе.
"Всплеск звездообразования несколько миллионов лет назад", конечно, порадовал:) Что же, красивые истории тоже занимают свою нишу. Судя по оглавлению, почитать будет забавно.
Интересно, как он проверяет свою гипотезу, ведь космические лучи - самая неуловимая причина катаклизмов, хотя и вполне вероятная. Наверное, за долгую историю Земли климат мог меняться по разным причинам - и тектоника участвовала, и жизнь, народившись, принялась влиять на атмосферу. Не говоря уже о милых сердцу катастрофиста метеоритах.
На самом деле, представляя мощь космических взрывов сверхновых, например, трудно не подумать: как хорошо, что это случилось так далеко! И потревожиться: а вдруг очередной взрыв уже рядом, но мы его ещё не видим, а смертоносные лучи всё ближе...