Северный Ледовитый океан был тропическим морем

55 млн. лет назад в зоне нынешнего Северного полюса не было льдов, а обычная температура была близка к тропической. К такому выводу помогли прийти анализы проб донных осадков, взятых с глубины 400 м ниже дна Северного Ледовитого океана. Ученые установили, что климатические изменения превратили этот регион из парника в "морозильник".

Добытые арктической экспедицией Arctic Coring Expedition образцы представляли собой 400-метровые цилиндры донных отложений, пишет BBC. Дно Северного Ледовитого океана покрыто множеством сжатых слоев окаменелостей и минералов, которые могут пролить свет миллионы лет истории Арктики.

В частности, наибольший интерес для ученых представлял слой, относящийся к периоду так называемого "палеоценового термического максимума", произошедшего около 55 млн. лет назад.

"Этот период характеризуется пиком очень сильного парникового эффекта", - сообщил принимавший участие в экспедиции нидерландский палеонтолог Аппи Слуйс.

По его словам, Земля в то время высвободила в атмосферу такое количество парниковых газов, что температура на всей планете поднялась в среднем на пять градусов по Цельсию.

Исследовав образцы, ученые пришли к выводу, что 55 млн. лет назад температура воды у поверхности Северного Ледовитого океана составляла около 18 градусов по Цельсию, и, следовательно, там не могло быть никакого льда.

Однако резкое выделение парниковых газов привело к еще большему глобальному потеплению. В результате температура воды поднялась до 24 градусов по Цельсию. Это вызвало бурный рост тропических водорослей, и, в конце концов, поверхность океана оказалась покрыта плотным непроницаемым слоем.

Со временем эта гигантская масса водорослей выкачала большую часть углекислого газа из атмосферы. Ученые полагают, что эти условия и послужили началом периода оледенения океана, продолжающегося до наших дней.

Оригинал новости: http://www.telegraf.by/oddnews/2006/06/01/arctic/