Силурийская экосистема

В скалах канадской провинции Онтарио нашлась целая экосистема возрастом более 400 миллионов лет. Среди находок прекрасно сохранившееся тело древней рыбы, странные «гусеницы», похожие на червей и членистоногих одновременно, и разнообразные моллюски.

Канадским и британским геологам удалось обнаружить исключительно хорошо сохранившихся окаменелых животных, живших 425 миллионов лет назад. Как сообщают учёные в своём отчёте в журнале Geology, окаменелости были найдены на территории канадской провинции Онтарио в скалах, относящихся к силурийскому геологическому периоду.

Как предполагают геологи, обнаруженные ими разновидности живых существ представляют собой обитателей одной экосистемы, существовавшей на территории современной Канады в силуре. По словам одного из авторов исследования, доктора Марка Пернелла из британского Университета Лестера, среди окаменелостей удалось найти полностью сохранившееся тело древней рыбы, окаменевшее прежде, чем оно успело сгнить.

Это удивительно уже само по себе, поскольку рыбы, жившие более четырёхсот миллионов лет назад, не имели костей, а лишь хрящевые образования. Найти такую рыбу уже удача, а обнаружить не только окаменевшие останки гниения, но и тело полностью практически невозможно.

Кроме рыбы исследователи раскопали и других представителей данной экосистемы. Так, ими были обнаружены древние ракообразные, а также представители типа онихофоры (Onychophora) – древнейшие существа, похожие на бородавчатых гусениц, которые жили еще в кембрии, то есть 500 миллионов лет назад.

Эти животные в большинстве своем являлись хищниками, питавшимися насекомыми и другими мелкими беспозвоночными. Сейчас биологи выделяют 2 семейства данного типа, каждое из которых состоит из 9 родов. Всего же насчитывается порядка 75 видов, описанных наукой.

Как рассказал доктор Пернелл, тела онихофоров подверглись лишь слабому разложению и в течение непродолжительного времени их останки оказались преобразованы в фосфат кальция. Благодаря этим процессам организмы онихофоров сохранились настолько хорошо, что эксперты смогли осмотреть первичнотрахейных и отметить особенности живых существ. В частности, спины хищников до сих пор украшают полосы.

Впрочем, это кладбище окаменелых животных содержит не только удивительно сохранившиеся останки редких организмов, но и совершенно обычный для подобных находок комплекс мелкораковинной фауны, иначе говоря, останки разнообразных в таксономическом отношении мелких скелетных окаменелостей, среди которых превалируют разного рода моллюски. Именно наличие окаменелостей этих существ позволило учёным сделать вывод: обнаруженный ими участок и привязанная к нему экосистема не носили исключительного характера, а найденные окаменелости моллюсков указывают на то, что климат в этой части земного шара не отличался от стандартного климата прибрежных зон в силуре.

«Эта находка дает нам превосходное представление о том, какие виды животных составляли единую экосистему в этом месте 425 миллионов лет назад. Кроме того, теперь мы можем еще лучше увидеть, чем же жизнь на Земле в то время отличалась от того, что мы наблюдаем в животном мире сейчас», – отметил Пернелл.

По его словам, большинство людей при слове «окаменелость» представляют себе либо какие-то скелетные составляющие животного либо мелкораковинную фауну, и, к сожалению, большинство находок выглядит именно так. Ясно, что понять биологическую вариативность и законы функционирования экосистемы, частью которой являлось животное, только по нескольким окаменевшим костям представляется почти невозможным.

В то же время исследователям редко удается найти хорошо сохранившиеся останки ракообразных или тем более червей. Однако с каждой новой палеонтологической находкой учёные пытаются выстроить картину биоты, понимая, что будут лишены возможности описать совокупность всех видов растений, животных и микроорганизмов, объединенных общей областью распространения, по причине отсутствия информации о большей части обитателей этой области. Таким образом, любая, даже самая тщательная реконструкция бывает некорректной.

К счастью, геологам известно местонахождение особых скал, которые могут сохранять окаменелости живых организмов, быстро поддающихся гниению и разложению в других местах. Эти скалы существуют во многих местах планеты, однако результаты исследовательской работы на этих участках могут быть неоднозначными из-за исключительности таких «захоронений». В случае работ в подобном месте геологам и палеобиологам каждый раз приходится решать, обнаружили ли они обычную для этого периода биоту либо раскопали окаменелости, копившиеся в данном месте в течение долгого периода.

«В этих местах наблюдаются весьма странные экологические условия, которые влияют на замедление процесса разложения мягких тканей, таких как кожа или мускулы, а также на скорейшее преобразование организмов животных в хорошо сохраняющиеся и геологически устойчивые полезные ископаемые, которые могут существовать в виде окаменелостей в течение миллионов лет», – рассказал доктор Пернелл, подчеркнув, что проведенная им работа поможет будущим исследователям в оценке подобных «захоронений».

На фото - онихофоры (Onychophora), sciencedaily.com, gazeta.ru

Оксана Молчанова, gazeta.ru

-------------------

Онихофоры (Onychophora)

или первичнотрахейные - тип или подтип, в зависимости от классификации, влаголюбивых наземных беспозвоночных, по основным признакам организации близкий кольчатым червям и членистоногим. Известны ещё с кембрия, найдены в породах возрастом около 500 миллионов лет назад.

Единственный известный в настоящее время класс - Protracheata (несколько десятков видов). Тело онихофор гусеницеобразное, длина до 10 см, покрыто мягкой кутикулой с обильными поперечными складками. Голова неясно обособлена, несёт пару усиков и пару глазков. В ротовой полости пара крючковидных челюстей. Туловище с 14-43 парами нерасчленённых ног - выростов стенки тела.

Кожно-мускульный мешок состоит из наружных кольцевых и внутренних продольных гладких мышц. Органы дыхания - пучки трахей, дыхальца которых разбросаны по всей поверхности тела. Выделительные органы типа целомодуктов открываются у оснований ног. Пищеварительная система в виде трубки, проходящей вдоль тела, представлена в основном средней кишкой; пищевод и задняя кишка очень короткие. Кровеносная система - трубчатый спинной сосуд (сердце) с отверстиями, через которые в сердце поступает из смешанной полости тела гемолимфа. Нервная система лестничного типа.

Онихофоры раздельнополы; самцы либо прикрепляют сперматофоры к покровам тела самок, и сперматозоиды проникают сквозь трещины покровов к яйцу, находящемуся в яичнике, либо откладывают их на субстрат, и самки захватывают их половым отверстием. Оплодотворение осуществляется в организме самки. Онихофоры рода Ooperipatus откладывают яйца, остальные либо яйцеживородящие (зародыш развивается за счёт желтка, но вылупляется ещё в половых путях самки, например у рода Eoperipatus), либо живородящие (в матке образуется плацента, через которую к зародышу поступают питательные вещества из гемолимфы самки, например у родов Peripatopsis, Peripatus).

Все онихофоры - хищники; для ловли добычи выбрасывают клейкую слизь через отверстия специальных желёз, открывающиеся на сосочках по бокам рта. Распространены на всех материках Южного полушария, на островах Малайского архипелага, в Новой Гвинее и Новой Зеландии; в Северном полушарии встречаются только в Гималаях и Мексике.

По материалам БСЭ

--------------------

Силурийский период

(силурийская система), силур, третья снизу система палеозойской группы, соответствующая третьему периоду палеозойской эры геологической истории Земли. Названа по древнему кельтскому племени силуров, населявших пограничную область Уэльса в Великобритании.

Начало силурийского периода радиологическими методами определяется в 440 миллионов лет тому назад, длительность его составляет около 30 миллионов лет; следует за ордовикским периодом и предшествует девонскому периоду.

Силур делится на 2 отдела: нижний - включает лландоверийский и уэнлокский ярусы, верхний - лудловский и пржидольский (соответствует даунтонскому). Для всего силурийского периода существует единая шкала грантолитовых зон, в основу которой положены для нижних трех ярусов - зоны стратотипических регионов Великобритании, для верхнего - зоны пржидольского яруса Баррандиена Чехословакии.

Оригинал новости: http://gazeta.ru/science/2007/11/27_a_2350288.shtml