Флора ископаемая (Самарская обл.)

Автор: IEVB-museum

ФЛОРА ИСКОПАЕМАЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ (Самарская энциклопедия. Блок палеонтологии)

В.П. Моров (ЭМ ИЭВБ РАН), Д.В. Варенов, Т.В. Варенова (СОИКМ)

Флóра ископáемая (палеофлóра) – растения прошлых геологических эпох, остатки которых встречаются в отложениях земной коры. Изучение Ф. и. – предмет палеоботаники. Наиболее полно в геологической летописи сохраняются остатки низших растений (водорослей ископаемых), от высших – как правило, только их разрозненные части: стебли, кора, листья, цветки, плоды, семена, споры и пыльцевые зёрна. Эта фрагментарность остатков Ф. и. сильно затрудняет её изучение; зачастую трудно соотнести одни фрагменты с другими. В этом случае временно применяют искусственную классификацию, объединяя остатки по внешнему сходству. При этом различные по своему происхождению растения ископаемые (Р. и.) могут быть отнесены к одному формальному роду, и наоборот, части одного растения оказываются отнесёнными к различным родам. Искусственно классифицируют споры и пыльцу из палеозойских и в значительной мере из мезозойских отложений.
Обычно остатки Ф. и. встречаются в отложениях болот, озёр, рек, в известковых и кремнистых отложениях источников минеральных вод, реже в янтаре и лавах, а также в прибрежно-морских отложениях. Обычно Ф. и. сопутствуют находки фауны ископаемой, преимущественно беспозвоночных. Чаще всего Ф. и. представлена остатками околоводных древесных, также водных растений, для кайнозоя – и трав побережий. От других Р. и., особенно высокогорных поясов и равнин, сохранились в основном древесина ископаемая и пыльца. Степень сохранности остатков зависит и от геологического возраста включающих Ф. и. пород. Некоторые остатки Р. и. антропогена (древесина, плоды, листья) схожи с только что отмершими растениями: режутся ножом, в известной мере сохраняют первоначальный цвет и анатомическое строение.
Несомненные остатки наземных (высших) Р. и. известны с начала силура. Для начала девонского периода установлено преобладание на суше примитивных высших споровых Р. и. – псилофитов, или риниофитов. Почти одновременно возникли плауновидные, а в конце девона – хвощевидные, или членистостебельные, и прогимноспермовые, или предголосеменные, и, наконец, птеридоспермы, или семенные папоротники. Последние наряду с папоротниками, плауновидными и членистостебельными приобрели широкое распространение в карбоне, где многие из них были представлены древовидными формами. Гинкговые, цикадовые, беннеттитовые и хвойные появились в конце карбона – перми, но достигли максимального развития в мезозое. Остатки покрытосеменных известны уже из нижнемеловых отложений, однако господствующее положение эта группа растений заняла в позднемеловую эпоху. Большинство высших споровых и голосеменных растений палеозоя и частично мезозоя принадлежит к вымершим классам, порядкам и семействам растений. В начале палеогена сформировались почти все ныне живущие рода растений. Современные виды появились только в неогене; к концу его – в плиоцене – их число уже значительно. Также начиная с неогена, обострились вымирание древних групп (сохранившихся ныне как реликты) и особенно географическое перераспределение растительного покрова, принявшего современный вид по окончании ледниковой эпохи.
Р. и. образуют скопления важнейших полезных ископаемых каустобиолитов (залежи торфа, бурых и каменных углей).
Изучение Ф. и. даёт представление о составе и распределении растительного покрова Земли в прошлом и намечает этапы эволюции растений. Состав и распределение Ф. и. в стратиграфических подразделениях позволяют (наряду с данными о фауне ископаемой и даже при их отсутствии) определять возраст геологических отложений, что имеет особое значение для континентальных образований. Важнейшую роль в этом плане играют споро-пыльцевые комплексы (СПК) – предмет изучения палинологии. Систематика СПК в последние десятилетия серьёзно пересмотрена, однако на территории Самарской области палеозойские СПК изучались преимущественно в середине XX столетия, и их ревизия не проводилась. Поэтому ниже приведены устаревшие определения таких спор.

Описание отдельных таксонов:
---- РИНИОФИТЫ(Rhyniophyta), или псилофиты (Psylophyta), или проптеридофиты – «допапоротники» (Propteridophyta) – отдел, включающий наиболее примитивные высшие наземные растения травянистого облика. Имели преимущественно дихотомическое ветвление; кора (флоэма) кольцом окружала древесину (ксилему). Роль листьев выполнял побег с шиповидными выростами, роль корней – разветвлённая подземная часть побега с отростками (ризоидами). Размножение споровое, его детали неизвестны. Ранний силур – поздний девон.
--- ПЛАУНООБРАЗНЫЕ (Lycopodiophyta) – отдел высших растений. У древесных форм резко преобладает многослойная кора. Обладают образованными за счёт многократного дихотомического ветвления корнеподобными выростами – стигмариями, отличающимися по строению от корней. Спорангии, нередко сгруппированные в стробилы (шишкоподобные образования), располагаются на верхней стороне или в пазухах филлоидов – листоподобных образований, обычно узких и длинных. Достоверно известны с начала девона.
-- Drepanophycus – род наиболее древних и примитивных плауновидных, небольшие кустарниковые растения с дихотомически ветвящимся стеблем и мелкими игольчатыми филлоидами (листоподобными выростами поверхностных тканей), расположенными по спирали. Весь девон.
--- ХВОЩЕВИДНЫЕ (Equisetophyta), или членистостебельные (Articulata) – отдел птерофитов (основной линии эволюции высших растений). Отличаются побегами, которые расчленены на чётко выраженные узлы и междоузлия, легко распадающиеся на членики. Членистость обусловлена мутовчатым листорасположением и наличием в нижних частях междоузлий интеркалярной (вставочной) меристемы (интенсивно делящейся ткани), по которой и происходит разламывание на членики. Обычны стробилы колосковидной формы, занимающие конечное положение на побегах. Поздний девон – ныне.
-- ЧЕРНОВИЕВЫЕ (Tchernoviaceae) – семейство членистостебельных. Характерно прямое прохождение ребер через узлы побега.
-- Paracalamites – формальный род ископаемых членистостебельных сем. Черновиевые. Пермь.
-- Paracalamitina – род членистостебельных сем. Черновиевые, с листовыми мутовками, образующими воронковидные влагалища. Достигали в высоту 3-4 м. Пермь Восточно-Европейской платформы, особенно Приуралья.
--- ПАПОРОТНИКООБРАЗНЫЕ (Polypodiophyta) – отдел птерофитов. Отличаются рассечёнными листьями (вайями), представленными перьями нескольких порядков. Спорангии располагаются на нижней стороне листа или по краю. Средний девон – ныне.
-- Pecopteris – формальный род позднепалеозойских древовидных папоротников. Листья крупные, состоящие из небольших прямых листовых пластинок, закруглённых на конце. Пластинки приросшие к черешку 2-го порядка, который в свою очередь прикреплен к черешку 1-го порядка, образуя форму расчёски.
-- Cladophlebis – формальный род папоротников, выделенный только по стерильным листьям и их частям. Листья дважды или четырежды перистые, линейные или близкие к треугольным очертаниям. Пермь – верхний мел всего мира.
-- Hausmannia – мезозойский род сем. Диптерисовые, крупные наземные папоротники с длинными ползучими волосистыми корневищами и неглубоко-лопастными листьями. Пластинка сидячая, разделена на 2 симметричных половинки, посередине с полостью. Жилкование разветвлённое и полуразделённое дихотомически.
-- Схизейные (Schizaeaceae) – семейство травянистых папоротников, преимущественно жарких климатических зон. Стебли прямостоячие, реже ползучие, листья перисто- и пальчаторассечённые. В ископаемом состоянии встречаются главным образом споры. Стерильные листья нередко относят к формальному роду Sphenopteris. Карбон – ныне.
--Глейхения (Gleichenia) – род папоротников с тонкими дихотомически разветвлёнными корневищами. Листья дважды или трижды дихотомические. Триас – ныне.
--- ПРОГИМНОСПЕРМОВЫЕ, или предголосеменные (Progymnospermophyta) – отдел птерофитов. Вымершие высшие растения, занимавшие промежуточное положение между споровыми и голосеменными. Примитивные прогимноспермовые были гомоспоровыми, внешне сходными с примитивными проптеридофитами, но имели вторичную древесину в стеблях. Более продвинутые гетероспоровые П. по строению древесины близки к голосеменным (кордаитовым – Cordaites), но имели органы размножения, характерные для споровых. Средний девон – ?триас.
-- Archaeopteris – важнейший род гетероспоровых прогимноспермовых. По строению ксилемы и организации стебля и корня достигал уровня примитивных голосеменных. Крупные деревья со спиральным расположением веток; основной объём стволов и ветвей занимала вторичная ксилема. Поздний девон – ранний карбон.
-- НЕГГЕРАТИОФИТЫ (Noeggerathiales) – порядок прогимноспермовых. Растения своеобразного облика, на надземном побеге в спиральном порядке были расположены перистые листья с клиновидно-лопатчатыми сегментами с лучистым расположением ветвящихся жилок. Верхний карбон – триас.
---- ГОЛОСЕМЕННЫЕ (Gimnospermae), или пинофиты (Pinophyta) – отдел, включающий семенные растения, у которых семяпочки и происшедшие из них семена не имеют замкнутого вместилища. Завязь имеет вид простой чешуи (иногда не развивается), на которой сидит одна или несколько семяпочек. Поздний девон – ныне.
--- ПТЕРИДОСПЕРМЫ (Pteridospermae), или семенные папоротники – класс голосеменных, произошедший от прогимноспермовых. Деревья, кустарники, лианы папоротниковидного облика с крупными сложными листьями перистого строения, часто с вильчатым стержнем. Стебли с сердцевиной или без нее. Жилкование сегментов листа открытое, реже сетчатое. Пыльцевые органы ветвящиеся, более или менее листовидные, с пучками свободных или сросшихся спорангиев; семенные органы листовидные. Имели важное эволюционное значение: именно в этой группе происходило формирование как настоящих пыльцевых зерен, так и настоящих семян. Птеридоспермы играли существенную роль в составе палеозойской древесной растительности околоводных и мангровых зарослей, нижних ярусов болотных лесов. Ранний карбон – юра.
-- ПЕЛЬТАСПЕРМОВЫЕ (Peltaspermales), «прегинкгофиты» – порядок птеридоспермов.
--- ГИНКГОВИДНЫЕ (Ginkgoopsida) – класс отдела голосеменные. Характерно двусторонне-симметричное строение семян без купулы (специфического внешнего покрова). Карбон – ныне.
-- Psygmophyllum – род гинкговидных. Характерны крупные лопастные листья, обычно рассеченные на 2 главных сегмента; в основании листа расположены базальные лопасти. Жилкование вееровидное, иногда с реликтами перистого. Предположительно достигали высоты 5-6 м. Пермь.
-- Rufloria – пермский род порядка Войновскиевые. Листопадные голосеменные, напоминающие кордаитов, однако с генеративными органами, располагающимися на верхушках специализированных укороченных побегов.
-- Elatides – вымерший род голосеменных сем. Таксодиевые, деревья с игло- или чешуевидными листьями. Микростробилы мелкие, верхушечные или пазушные; шишки маленькие, верхушечные, с многочисленными чешуями.
---- ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (Angiospermae), или цветковые (Anthophyta, Magnoliophyta) – отдел, включающий растения, имеющие цветок в качестве органа полового размножения и замкнутое вместилище у семяпочки (а затем и у происшедшего из неё семени) и характеризующиеся двойным оплодотворением. Достоверно известны с раннего мела.

Распространение в Самарской области:
Наиболее древние растительные остатки на территории Самарской области обнаружены в бийском горизонте эйфельского яруса девона: на Самарской Луке определены псилофиты, в Боровке – плауновидные (Drepanophycus sp.). В континентальных отложениях живетского яруса отмечены многочисленные обуглившиеся растительные остатки и комплекс спор, сопоставляемый с папоротниками (Acanthotriletes) и прогимноспермовыми (Archaeozonotriletes). Во франском ярусе повсеместно встречен комплекс спор Archaeozonotriletes, папоротников (Leiotriletes), плауновидных (Hymenozonotriletes), из этих же отложений в Сызранском районе известны обугленные остатки прогимноспермовых (Archaeopteris aff. fissilis, A. fimbriata) и плауновидных (Bothrodendron kiltorkense).

Рис. Ботродендрон

Из турне определён комплекс спор папоротников (Leiotriletes, Acanthotriletes, Trachytriletes) и не соотносимого с какой-то определённой группой формального рода Euryzonotriletes. Отложения визейского яруса заключают углистые прослои с обильными растительными остатками и спорами Hymenozonotriletes, Archaeozonotriletes, папоротников (Stenozonotriletes) и нескольких формальных родов. Там же встречены отпечатки стигмарий – подземных корнеподобных частей плауновидных. В башкирском ярусе также известны углистые включения.

Рис. (http://www.nrm.se, www.gnsi.org, Гутак Я.М., Антонова В.А., 2004):
1 – Drepanophycus, 2 – Elatides, 3 – Archaeopteris fimbriata, 4 – Czekanowskia

Наиболее разнообразная и богатая Ф. и. происходит из отложений казанского яруса пермской системы северо-востока региона. Отсюда известны не только фрагменты стволов, побеги и листья, но и репродуктивные органы. В видовой состав этих комплексов входят членистостебельные (Paracalamites frigidus), папоротники (Pecopteris helenaeana); из голосеменных – прогимноспермовые (Noeggerathiales – с репродуктивными органами: [Отпечаток розетковидного органа размножения (Геолого-минералогический музей СамГТУ), диаметр 13 см. Фото А.А. Сидорова]), птеридоспермы ( Rhachiphyllum wangenheimii - фото 1, Rh. wangenheimii - фото 2, Compsopteris salicifolius, Peltaspermum qualenii, Comia sp.), гинкговидные (Karkenia sp. семеносные органы, ассоциирующиеся с листьями Kerpia belebeica, Kerpia sp., Psygmophyllum expansum, Ps. cuneifolium - фото 1, Ps. cuneifolium - фото 2), войновскиевые (Rufloria sp.).
К этому же времени относятся и углефицированные остатки с плауновидными (Signacularia noinskii, Knorriopsis sp.), членистостебельными (Paracalamitina cf. striata, Sphenophyllum sp.), папоротниками ( Pecopteris cf. micropinnata, Pecopteris anthriscifolia), птеридоспермами (Rhachiphyllum sp.), гинкговидными (Cornucarpus sp.), не определёнными хвойными.
Для конца уржумского века указываются остатки Ginkgophyllum sp. и птеридоспермов (Zamiopteris netschayevii, Neuropteris sp.).
При исследованиях последних лет в триасовых отложениях Общего Сырта обнаружены редкие остатки хвощевидных ?Neocalamites sp..
Ф. и. весьма характерна для среднеюрского времени. СПК из глин байосского яруса указывают на произрастание плауновидных (Lycopodium), папоротников (Osmunda, Gleichenia, Hausmannia, Pteridium, выделяемые по спорам формальные рода Tripartina, Leiotriletes и Trachytriletes), плохо определённых голосеменных.

Рис. Споры и пыльца из переволокской свиты (байосский ярус) Самарской Луки (Ступишин А.В., 1967)

Из батских (ныне обычно сопоставляемых с байосом) песчаников Самарской Луки в начале XX в. описаны остатки папоротников (Hausmannia crenata, H. volgensis, Cladophlebis sp., Coniopteris sp., Laccopteris sp., Sphenopteris sp., Phlebopteris sp.) и голосеменных (Elatides curvifoliaхвойные, ”Feildenia cuspiformis” = Pseudotorella sp. – гинкговые, Czekanowskia sp.). В последние годы из байоса Чапаевска описан близкий комплекс флоры, в котором преобладают голосеменные Mirovia eximia и хвощи Equisetites sp., при участии гинкгофитов (семена Carpolithes sp. и сопоставляемые с ними листья ?Pseudotorella sp.) и папоротников ( Hausmannia crenata, Sphenopteris sp.)

Рис. Папоротники (www.geologia.unam.mx, http://www.mypersianforum.com, http://www.mnh.si.edu, http://www.flickr.com, http://geocraft.com):
1 – Cladophlebis, 2 – Coniopteris, 3 – Hausmannia, 4 – Laccopteris, 5 – Phlebopteris, 6 – Sphenopteris

В различных мезозойских толщах ( келловей, альб) известны углистые включения и, реже, ризоконкреции – минеральные образования вокруг корней Р. и.
Представление о нижнемеловой флоре региона можно составить по СПК готерив-барремских отложений, где доминируют глейхениевые при подчинённом количестве схизейных, циатейных, влаголюбивых форм (мхи, плауны, папоротники Osmunda и др.), а также голосеменных (Pinus [сосна], Picea [ель], Cedrus [кедр], Podocarpus, Araucaria, формальный род Alisporites). Отмечены единичные пыльцевые зёрна первых покрытосеменных. Данный комплекс характеризует растительность равнин в условиях влажного климата. При этом в барремский век в составе пыльцы голосеменных появляется очень много древних эфедровых (Ephedracea), что свидетельствует о некотором иссушении климата.
Несмотря на множество проявлений палеоценовой древесины окаменелой в Правобережье, из-за отсутствия в них остатков вегетативных органов видовой состав этой Ф. и. почти не изучен. В ней присутствуют ближе не определённые как голо-, так и покрытосеменные; имеются устаревшие отнесения отдельных образцов к вымершим хвойным Cupressinoxylon (из кипарисов) и Pinites pachtanus. Плиоценовая Ф. и. изучена в основном по СПК. Для юго-востока Самарской области характерны сосново-еловые сообщества ( акчагыльская тайга) с примесью травянистых растений, мхов и плауновидных, редко лиственных пород. У с. Корнеевка Алексеевского района в акчагыльских отложениях был обнаружен флороносный горизонт с отпечатками листьев. Эоплейстоценовым отложениям юга Самарской области отвечают СПК берёзы с примесью сосны и ели. Хазарские СПК (начало неоплейстоцена) представлены берёзой с сосной, иногда елью; реже присутствуют злаки, маревые, полынь.

Изучение:
Первые письменные сведения о находках Ф. и. (по большей части – древесины ископаемой) на территории Средней Волги и Самарской губернии появляются в трудах В.Н. Татищева (1738), П.И. Рычкова (1762), И.И. Лепехина (1768), П.С. Палласа (1773), В.М. Севергина (1807), И.П. Фалька (1825). Геолог П.В. Ерофеев (1878) упоминает древесину ископаемую и отпечатки листьев в гудронных песчаниках на Самарской Луке. Отпечатки верхнепермских папоротников, хвощевидных, «хвойных рода Walchia» в мергелях из нескольких обнажений по р. Шунгут упоминаются в геологическом описании у П.А. Ососкова (1886), частично со ссылкой на работы А.М. Зайцева (1880). В бассейне р. Сызран изучением древесных остатков палеогена занимался С.Н. Никитин (1894-1896). М.Э. Ноинский (1913) отмечает отпечатки листьев и древесину ископаемую из средней юры в ряде мест на Самарской Луке. Палеоботаником В.Д. Принада (1927) определен ряд видов юрских (батских) растений с Самарской Луки, собранных горным инженером Б.Н. Наследовым. Геолог Е.В. Милановский отмечает остатки древесины и отпечатки двудольных Р. и. в отложениях сызранской свиты бассейнов рек Сызрана и Тишерека (1930). В.И. Рачитский с соавт. (1969) в пермских отложениях Среднего Поволжья упоминают отпечатки листьев и древесину ископаемую кордаитов.
Во второй половине XX в. многочисленные растительные остатки собраны и изучены по кернам глубоких опорных скважин. Изучением древесины ископаемой и другой Ф. и. занимался самарский геолог Н.Л. Небритов (2003 и др.). На современном этапе Ф. и. собирают, изучают и формируют из образцов музейные коллекции Л.В. Гусева, Д.В. Варенов, Т.В. Варенова (отдел природы СОИКМ), А.А. Сидоров (ГММ СамГТУ), Л.М. Бухман, Н.С. Бухман, Т.М. Козинцева (СГАСУ), В.П. Моров (ЭМ ИЭВБ РАН), Л.Н. Любославова (Тольяттинский краеведческий музей). Большинство определений высших Р. и. в современных сборах из Самарской области принадлежит палеоботаникам С.В. Наугольных (ГИН РАН) и Н.В. Горденко (ПИН РАН).

ПРИМЕЧАНИЯ:
- фотоматериал, использованный в статье, частично является справочным и дан вне привязки к региону;
- жирным шрифтом выделены названия самостоятельных статей в Энциклопедии Самарской области;
- Масса дополнительных фото по палеофлоре Нового Кувака (Н.С. Бухман);
- Ещё фото палеофлоры региона;
- В регионе на поверхность выходят отложения, начиная с верхнего карбона. Находки в нижележащих горизонтах описаны по результатам бурения глубоких скважин.
- Черновик публикации обсуждался здесь. Авторы благодарят всех принявших здесь участие в обсуждении!

ЛИТЕРАТУРА:
= Небритов Н.Л. Сидоров А.А. Весьма дивное – окаменелое дерево / Самарская Лука, 2003, № 11.
= Мейен С.В. Основы палеоботаники. / М.: Недра, 1987.
= Бухман Л.М. Таксономический состав ископаемой флоры из местонахождения Новый Кувак (казанский ярус, верхняя пермь; Самарская обл.) / Эволюция органического мира в палеозое и мезозое. Сб. науч. работ. / С.Пб.: Изд-во «Маматов», 2011.
= Варенова Т.В., Варенов Д.В., Степченко Л.В. Пермские ископаемые растения в Самарском областном ист.-краеведч. музее им. П.В. Алабина / там же.
= Наугольных С.В., Сидоров А.А. Первая находка репродуктивного органа неггератиофита в пермских отложениях России / там же.
= Горденко Н.В., Моров В.П., Козинцева Т.М., Варенов Д.В., Варенова Т.В. Новые находки ископаемой флоры в байосе Самарского Заволжья / Объекты палеонтологического и геологического наследия и роль музеев в их изучении и охране. Сб. науч. работ. – Кунгур: Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, 2013. – С. 74-81.

Ключевые слова (тэги): мезозой, палеозой, Флора, кайнозой, палеоботаника, Самарская энциклопедия

Публикация создана 21 февраля 2012 года

<a href="http://www.ammonit.ru/text/380.htm#61172">http://www.ammonit.ru/text/380.htm#61172</a>

Отличная публикация, Владимир! :)

Комментарий создан 21 февраля 2012 года в 00:52:59

<a href="http://www.ammonit.ru/text/380.htm#61174">http://www.ammonit.ru/text/380.htm#61174</a>

Не один писал, однако. А облагораживали вообще всем колхозом Аммонитры.

Комментарий создан 21 февраля 2012 года в 01:01:03
отредактирован 21 февраля 2012 года в 01:02:38

<a href="http://www.ammonit.ru/text/380.htm#61177">http://www.ammonit.ru/text/380.htm#61177</a>

Все равно дело полезное :)

Вот у нас с ископаемыми растениями вообще никак, а теперь понятно, что в Самарской области из ископаемой флоры найти можно, благо ехать недалеко, соседний регион как-никак :)

Комментарий создан 21 февраля 2012 года в 01:09:18

<a href="http://www.ammonit.ru/text/380.htm#61220">http://www.ammonit.ru/text/380.htm#61220</a>

Ничего себе, у вас там флора?!
А образцы музейные?

Комментарий создан 21 февраля 2012 года в 10:10:38
отредактирован 21 февраля 2012 года в 10:11:22

<a href="http://www.ammonit.ru/text/380.htm#61245">http://www.ammonit.ru/text/380.htm#61245</a>

Те, что на странице - справочные картинки (см. примечание). Давали их, когда доступных образцов описанной в литературе флоры не имеется.
По гиперссылкам - всё из музеев области.
Вся допермская флора описана только по результатам бурения (кстати, последний нюанс стоит упомянуть)

Комментарий создан 21 февраля 2012 года в 10:54:35
отредактирован 21 февраля 2012 года в 11:00:09

<a href="http://www.ammonit.ru/text/380.htm#61254">http://www.ammonit.ru/text/380.htm#61254</a>

Может тогда лучше было рисунки сделать? Реконструкции и т. д.

Комментарий создан 21 февраля 2012 года в 11:26:45

<a href="http://www.ammonit.ru/text/380.htm#61258">http://www.ammonit.ru/text/380.htm#61258</a>

"простой" вопрос. Может, и лучше. Пока никого уговорить не смогли.

Комментарий создан 21 февраля 2012 года в 11:49:57