Палеонтология, Paleontology, Ammonit.ru Палеонтология, Paleontology, Ammonit.ru
Пароль

Регистрация

Забыли пароль?

| Палеонтология, палеонтологический портал "Аммонит.ру" |   English version of paleontological portal Ammonit.ru |  Места находок | Геохронологическая шкала | Типы окаменелостей |

| Виртуальный палеонтологический музей | Публикации | Новости палеонтологии | Пользователи  | Палеонтологические тэги |

Мальчевский карьер

Автор: Messor

Рубрика: Отчеты о поездках и экспедициях

Я давно жил с мечтой о посещении зубоносного палеогена. Рассматривались варианты поездок под Волгоград и в Мальчевско-Полненский карьер в Ростовской области. Мальчевско-Полненский всегда представлялся более удобным — в Ростовской области живут родственники жены и он находится по дороге в Крым, а Крым манит всегда, и особо манит он мою супругу, которой давно не давала покоя мысль о поездке туда на машине. И вот — долгожданный отпуск, но надо знать мою благоверную. Это женщина, у которой не менее 17-ти пятниц на неделе, и планы менялись каждый день. То заставляет меня прокладывать маршрут на Волгу, то смотрит билеты в заграницы, то вообще не знает, что делать и впадает в уныние. Соответственно, я не знал, к чему мне готовиться, ни с кем не связывался. В результате решение было принято в последний момент, и решающую роль в нем сыграли комары. Их в этом году слишком много, и мы решили ехать в Крым, не заезжая на тамбовский сеноман и воронежские местонахождения (про Воронежскую область вообще какие-то комариные ужасы в новостях публиковали), остановку на ночевку сделать в окрестностях Мальчевско-Полненского карьера. Всякие подробности про карьер смотрели уже по пути, жена оказалась внимательней меня, и обратила мое внимание на чрезвычайную близость его к границе с ЛНР, что сразу сильно напрягло, мало ли что, - может быть, там погранзона, а я представления не имею, что в таких случаях делают нормальные люди. Меня никогда не заносило близко к границам, разве что в Выборг. Я пожалел, что не пообщался перед поездкой с уважаемым drugzemli. Но, он оказал неоценимую услугу, добавив в места находок Миллеровский и Мальчевский карьеры. Мы въехали в Миллерово страшно усталые, понимая, что сил на поиски карьера Миллеровского ГОК уже нет, да и городская местность не особо вдохновляет, навигатор показывал, что до Мальчевско-Полненской ещё не менее сорока пяти минут езды, что явно означало, что дорога туда не лучшего качества, и мы решили ехать в Мальчевскую, которая находилась совсем недалеко. Попутно мы познакомились с дорогой типа «каменка». Нам она больше знакома под названием «брусчатка».

"Каменка"

По проезжей части средь бела дня разгуливали ежи, вероятно, ошалевшие от жары. В Мальчевской я нашел дворик, в котором тихо медитировали дед с бабкой, и спросил, как проехать на карьер. Старики удивились, спросили: «Тебе что, песок нужен?» Я пробормотал, что да, вроде того. Тогда они стали вспоминать. Дед сказал, что был там давно, но, путаясь, объясняя многословно, с циклическими повторениями одних и тех же деталей, всё же в конце концов выдал достаточно лаконичную схему, которая, как ни странно, привела нас к карьеру. На подступах к нему живет множество сурков, и мы чувствовали себя, как на сафари.

Сам карьер меня сразу очаровал.

Красивый, безлюдный, не замусоренный, несмотря на то, что, как потом выяснилось, в его окрестностях есть поле, густо усеянное мусором, видимо, запахали стихийную свалку. В воздухе разлит густой запах цветущего чабреца. И для палатки нашлось укромное местечко, туда даже машину спрятать удалось. Сразу после установки палатки я помчался в карьер, моё семейство догоняло меня по одному. Сначала обход со сбором зубов с поверхности, прикидываю, где целевой слой (потом выяснилось, что он там не один). Установил, что в размывах зубы лежат преимущественно в ассоциации с разноцветным, с преобладанием черного, гравийно-галечным материалом.

Стало понятно, как выглядит целевой слой.

Возможно, зубы есть и в других слоях, во всяком случае, там вроде бы, есть классический слой с фосфоритными конкрециями, но он трудно просеивается в сухую, а воды там кот наплакал, и она очень далеко. Пока зубы идут сомнительного качества, но среди них маленький Physogaleus, а это уже большая радость. Попадается множество брюхоногих моллюсков Turritella sp.(?), желудочных пластин морских слизней Scaphander, дети открывают за ними охоту.
Ветер обнажает причудливые минерализованные структуры в песках

Такырные текстуры на дне карьера

Аллювий, косая слоистость

Ко мне присоединяется младший сын, вдвоём мы завершаем обход карьера уже в глубоких сумерках, но, под конец прихватываем и более или менее целые зубы. Ужинаем, и ложимся спать. «Предбанник» палатки полон насекомых, особенно многочисленны маленькие черные пилильщики, которых дети почему-то возлюбили, похоже, пропорционально тому, как невзлюбила их супруга. Палатка трехсекционная, выясняется, что взрослая секция стоит на легком уклоне, и благоверная всю ночь медленно сползает на меня. Что, конечно, не должно особо расстраивать джентльмена. Утром, торопливо позавтракав, спешу в карьер, со мной младший, жена со старшим собирается в Миллерово, скорее от скуки, чем по необходимости. По дороге миную «Весту», возле которой что-то обсуждают местные жители. Я успеваю дойти до стенки, когда понимаю, что не взял главное — лопаты и сита. Зато зачем-то тащу с собой почвенное сито. Спешу обратно, вижу метрах в двадцати удаляющуюся нашу машину, кричу, машу руками — бесполезно, в машине меня не видят и не слышат, местным - бесплатное шоу. Плюнул, и пошёл на размывы вновь собирать зубы вприглядку. А там младший времени даром не терял и помимо двух ординарных небольших ламноидов нашел отличный большой зуб Physogaleus с гребнями по обе стороны главного зубца. Ну, большой, насколько это возможно у физогалеусов )) Но мелкий есть мелкий — не проходит и пятнадцати минут, как выясняется, что он его потерял. Ламноидов не потерял, нет, а вот физогалеус ушел. Некоторое время просеиваем песок на предполагаемом месте утраты с помощью почвенного сита, но всё бесполезно.

Потом мы расходимся по разным сторонам карьера. Я ухожу на место, где вчера взял физогалеуса, и там нахожу сначала симпатичный зуб-толстяк, чей-то задний, потом мне ещё раз везет — я забираюсь вверх по склону до места, откуда начинается осыпь с черной галькой, и там, над обрывом, на самой кромке, вижу торчащее из песка нечто, похожее на корень зуба, осторожно подползаю, и выдергиваю самый крупный зуб из всех, что попались мне в Мальчевском, банальная для палеогенщиков Striatolamia macrota, я так понимаю, но — для меня настоящее чудо. Думаю, что пока это самый крупный акулий зуб в моей коллекции вообще. Меловые зубы все же пожиже будут ) Главное — целы боковые зубцы, в ростовском палеогене, этом царстве окатанной и битой переотложки, это дорогого стоит.
Ухожу к младшему на другую сторону карьера, он там нашел зубную пластину ската Myliobatidae, притом сам её идентифицировал, поскольку помнит, как на Гемме мы такую купили вместе с акульими зубами из Казахстана. Перекусываем прямо на склоне, потом сын уходит к палатке, я продолжаю поиск, но без особого успеха, поэтому коротаю время, фотографируя членистоногих. Вот чернотелка, было ещё много кравчиков, но они преимущественно в сумерках бродят.

Через некоторое время сын возвращается и зовет меня обедать — мама вернулась.
После обеда я вооружаюсь лопатами и ситами, а дети уламывают мать ехать искать пруд для купания. Действительно, несколько жарковато. Семья опять разъезжается. Я вгрызаюсь в ближайший найденный слой с галькой, и понимаю, насколько просеивание эффективнее — один за другим идут зубы, вероятно, Carcharias sp., попадается зуб Squatina sp., ещё какие-то непонятности, потом обломок — боковой край акульего зуба с характерным фестончатым краем, наподобие Palaeocarcharodon, в общем-то мусор, но заставляющий питать надежду на что-то более интересное, чем стриатоламии и кархариасы. Потом наступает затишье, и я решаю пойти протрясти осыпь, на вершине которой я взял крупный зуб. Пока этим занимаюсь, погода меняется — налетают порывы прохладного ветра, западная часть неба заплывает сплошной облачностью довольно зловещей окраски. Добираюсь до верха осыпи, и, покопав там, понимаю, что самый большой зуб я выдернул из коренника, который присыпан мелким белым песочком. Начинаю его разрабатывать, понимаю, что он «жирнее» предыдущего, и тут в карьер вкатывается машина с моим семейством, которое всё в панике — они указывают на нехорошую облачность, жена кричит, что надо сниматься, сидеть в палатке под дождем ей не хочется. А я-то рассчитывал копать до вечера и ехать дальше на следующее утро. Впрочем, вспоминаю прогноз погоды на наступающую ночь — 10 градусов, а если это ещё и в сочетании с дождём... В общем, подчиняюсь общественной необходимости. Пока я снялся со склона, жена уже практически выпотрошила палатку. Тут-то и начинается сильный дождь. Долго он не продлился, но настроение попортил, стало совсем холодно. И вот мы уезжаем с карьера, но по дороге решаем, что на обратном пути мы снова здесь переночуем. Впереди — Крым, но это уже совсем другая история.
И мы действительно ночевали на Мальчевском карьере на обратном пути, несмотря на то, что до него надо было преодолеть 1200 км, но мы дотянули из последних сил, на последних километрах солнце уже ушло за горизонт, и мы ставили палатку в густых сумерках. Плюс добавилось одно мерзкое обстоятельство. Как известно, нет ничего, чего бы не мог изгадить человек разумный. В начале своего повествования я писал, что воздух в карьере был напоен ароматом цветущего чабреца. Так вот, по нашему возвращению ветер приносил омерзительный запах какого-то отстойника, наподобие того, который знаком любому, кто ездит из Москвы в Шацк и расположен в районе поворота на Сапожок, мы его называем Большая Вонизма. В общем, в районе Мальчевского карьера есть своя Вонизма, и она давала о себе знать. К счастью, в палатке это амбре перебивалось запахом жженых антикомариных спиралей. Состав маленьких гостей в палатке тоже сменился — пилильщики отошли, теперь правили бал огромные комары-долгоножки (Tipulidae), которые, как известно, абсолютно безобидны, мухи-зеленушки и разные мелкие ночные бабочки. Мне такая энтомофауна ничуть не мешает. Уложили детей, я выгнал из взрослого отсека долгоножек, нервировавших супругу. После чего поразмыслил, взял фонарик, и прошелся по осыпям, поискал с фонарем. Нашел несколько коронок и целых мелких ламноидов, почувствовал себя дома, успокоился, и пошёл спать. В палатке я моментально выключился и проснулся ещё до рассвета — надо было копать и сеять.

Выбрался на склон и, не обращая внимания на вонь, которая никуда не исчезла, начал врезаться в целевой слой. Слой был богатым, скучать не приходилось.
Через некоторое время я перешел на противоположную стенку, чисто, чтобы не корить себя впоследствии за то, что я где-то там не пощипал. Ну, и ещё — не шли физогалеусы, а их хотелось. Собственно, на противоположной стенке я только и взял, что искомого физогалеуса, остальное было неинтересно, поэтому я вернулся на намоленное место, а там прибежали проснувшиеся дети и сообщили, что мама зовет пить чай и уезжать. С сожалением свернул я свой нехитрый инструментарий и отправился восвояси с твердым намерением вернуться сюда вновь.
Конечный результат моих изысканий за вычетом всякого лома выглядит примерно так:

Как видим, мне даже глоточные зубы Labrodon sp. попались. Плюс несколько крошечных рептилийных зубок (если точно - у меня четыре, у младшего - один).
Я удивлен, что мне не встретилось окаменелое дерево, то ли оно только в Мальчевско-Полненском встречается, то ли я ничего не понимаю. Вроде бы, окаменелое дерево трудно проглядеть. Надеюсь, уважаемый drugzemly почтит мою публикацию комментариями и замечаниями, ещё раз выражаю ему глубочайшую благодарность за размещение на сайте информации об этом чудесном месте. Также выражаю огромную благодарность моей супруге за бесконечное терпение, организаторские способности, сверхспособность дальнобойщика, и за то, что она всегда раскачивает лодку в нужном направлении )

Ключевые слова (тэги): палеоген, зубы, эоцен, акулы, Turritella, Physogaleus, Striatolamia, Striatolamia macrota, Labrodon, Myliobatidae, Carcharias, бучакская свита

Постоянный адрес публикации:
Permanent link:

HTML-ссылка на публикацию:
HTML-link to this page:

Публикация создана 24 июня 2018 года

Если вы хотите оставить комментарий,
вам нужно зарегистрироваться (или авторизоваться, если вы уже зарегистрированы)

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325570">http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325570</a>

0.3

Есть такие тексты: читая которые, забываешь обо всем :-))

СПАСИБО!!!

Комментарий создан 24 июня 2018 года в 19:48:36
отредактирован 24 июня 2018 года в 19:49:04

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325572">http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325572</a>

0.5

...и будто сама там побывала!

Комментарий создан 24 июня 2018 года в 20:09:31

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325587">http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325587</a>

Ключевое слово - "будто". ) В живую-то оно на сто порядков лучше.

Комментарий создан 24 июня 2018 года в 21:03:16

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325588">http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325588</a>

Почему-то я Вам верю!

Комментарий создан 24 июня 2018 года в 21:04:42

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325573">http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325573</a>

0.5

Доктор, ви мне льстите! ) Пожалуйста )

Комментарий создан 24 июня 2018 года в 20:10:02

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325583">http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325583</a>

0.5

Таки да!Ждал, ждал и дождался!Это я и про тебя, и про себя!!

Комментарий создан 24 июня 2018 года в 20:56:10

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325589">http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325589</a>

Да уж... В нашем деле главное - начать.

Комментарий создан 24 июня 2018 года в 21:04:44

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325622">http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325622</a>

Прочитал на одном дыхании! Прекрасная публикация! Ну и конечно с результатом Вас!))

Комментарий создан 25 июня 2018 года в 08:42:58

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325628">http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325628</a>

0.5

В принципе стандартный для нашего палеогена акулы, скаты. С той разницей что в сторону Каменска попадается больше дерева и костей млеков да и слой прибойно-отмельной зоны ( продуктивный слой, галечнк ) м косослоистый аллювий сильно ожелезнены Строение продуктивной толщи линзы грубо-зернистых песков и галечников Астаховского карьера , а в сторону Миллерова больше морской фауны. А с женой да, проблема, надо что-то делать...:)

Комментарий создан 25 июня 2018 года в 09:36:01
отредактирован 25 июня 2018 года в 09:41:31

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325640">http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325640</a>

Да не надо с ней ничего делать, давно привык к своей попрыгухе и её непоседливости. Без неё вообще туда не доехали бы, я, как водитель, и особенно, как дальнобойщик, очень сильно ей уступаю.

Комментарий создан 25 июня 2018 года в 12:50:21

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325646">http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325646</a>

... понятно, толкала и чинила авто. ;) Тогда конечно, жена - самый ценный член экипажа.:)

Комментарий создан 25 июня 2018 года в 14:56:48

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325638">http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325638</a>

Спасибо )

Комментарий создан 25 июня 2018 года в 12:31:21

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325631">http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325631</a>

Очень красивый карьер и "вкусный" рассказ! Прочитал с удовольствием.

Комментарий создан 25 июня 2018 года в 11:26:59

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325641">http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325641</a>

Спасибо, Юрий. Фотографии не передают всей красоты места. Здесь ведь ещё не все снимки, в основном - самой эффектной части карьера, а в других его местах есть своя прелесть.

Комментарий создан 25 июня 2018 года в 12:51:09
отредактирован 25 июня 2018 года в 12:55:24

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325712">http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325712</a>

Поздравляю с находками. я в это время другие места обследовал в 50 км от Вас. у нас дождь прошел стороной. а вот на вашем месте прям как с ведра лил, хоть и коротко. Тут надо было подчеркнуть, что благодаря дождю вы зубы нашли (температура была на 10 градусов ниже обычной) иначе б увлеклись находками деревьев.

Комментарий создан 26 июня 2018 года в 23:31:24

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325713">http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325713</a>

Спасибо. Трудно сказать, остановила бы меня стандартная ростовская температура, или нет. В принципе, я довольно жароустойчивый, и уже проводил изыскания в Ростовской области летом. К тому же, значительная доля моего поискового времени пришлась на вечер и раннее утро. Но, бесспорно, в сложившейся климатической ситуации работать было комфортно.

Комментарий создан 26 июня 2018 года в 23:55:08

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325714">http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325714</a>

Да, желудочные пластины как мусор на поверхности валяется. Дерево находилось в соседнем карьере. Иногда возникает чувство, что можно найти более целые находки и осколки рептилий. Пишите в личку если что-то подробно стоит обсуждать. Мне трудно определить стратиографию слоев и точный возраст

комментарий 5 уровня

Комментарий создан 27 июня 2018 года в 00:18:01

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325738">http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325738</a>

Замечательный рассказ!!!
А у нас, сейчас, 39 в тени. И мошка. Ваш бы дождик к нам :-)

Комментарий создан 27 июня 2018 года в 13:29:34

<a href="http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325740">http://www.ammonit.ru/text/2210.htm#325740</a>

Спасибо ) Собственно, поэтому и не поехали в сторону Волгограда. К вам, как я понимаю, надо весной-осенью наведываться.