Находки ископаемых животных в г. Владимире и его окрестностях.

Автор: coelodont

Рубрика: Объявления и короткие заметки

Историческое ядро города Владимира с разновремёнными постройками и их элементами из известняка, берег и надпойменные террасы р. Клязьмы, мощные «плащи» покровных суглинков города и пригорода дают возможность находить останки ископаемых животных самого разного геологического возраста. Многие окаменелости попали и попадают в город в составе вмещающих их горных пород используемых в хозяйственной деятельности человека. Раковины некоторых ископаемых моллюсков в черте города вымывает и перотлагает течение р. Клязьма. Кости животных самого молодого в геологической летописи фаунистического комплекса «мамонтовой фауны» найдены при археологическом изучении палеолитических стоянок «Сунгирь» и «Русаниха».

В этом небольшом очерке сделана попытка обобщить ряд известных автору палеонтологических находок разного геологического возраста сделанных на современной территории города и его окрестностей, а так же указать на некоторые места, где окаменелости наиболее наглядны и доступны для ознакомления.

Самые древние ископаемые животные в городе встречаются в известняке белокаменных стен домонгольских построек, а так же в элементах архитектуры более поздних зданий, где использовались монолиты этого камня. Вместе с известняком, завозимым в город на протяжении его «каменной» градостроительной истории, окаменелости попутно попали на его улицы, став довольно многочисленными и зримыми свидетельствами самого древнего прошлого. Так известняковые блоки, входа в древнее здание Успенского собора, хранят отполированную за прошедшие века подошвами прихожан брюшную створку раковины ископаемой брахиоподы Choristites sp. и сегменты стеблей морских лилий. Фрагменты морских лилий и мшанки видны и на блоке стены апсиды Дмитриевского собора. На плитах пола храмовой пристройки Успенского собора XVIII в. просматриваются иглы морских ежей и прослойки одиночных кораллов. Белокаменные ступени здания старинной аптеки в «Аптечном переулке» украшены наружными скелетами крупных одиночных четырёхлучевых кораллов Rugoza sp. На белокаменном крыльце Исторического музея так же различаются распилы раковин брахиопод и брюхоногих моллюсков. Скульптура из известнякового монолита в городском парке культуры и отдыха несёт раковину ископаемого моллюска Euomphalus sp. она находится на груди коня, на котором восседает святой Георгий Победоносец. Обратная сторона скульптуры богоматери с младенцем содержит очень наглядное захоронение фрагментов стеблей морских лилий, шиповатых игл и табличек панциря морского ежа Archaeocidaris rossica. Монолиты известняка у «Музея природы» (ул. Мира,19) вмещают множество самых разнообразных ископаемых от древних простейших фузулин до крупных одиночных кораллов. Это конечно далеко не полный перечень мест, где можно ознакомятся с наиболее наглядными окаменелостями каменноугольного возраста, не покидая городских пределов. Интересны обстоятельства находки спинной створки раковины ископаемой брахиоподы Choristites mosguensis на фрагменте известняка, хранящейся в фондах Владимиро-Суздальского музея-заповедника, она обнаружена в археологическом раскопе среди других известняковых глыб забутовки фундамента разобранной в XIX в. пристройки Дмитриевского собора. Другая «городская» находка в коллекции музея массив окремнённого известняка с отпечатком брюхоногого моллюска Euomphalus catillus происходящая из суглинков бывших кирпичных карьеров у Политехнического института.
Из юрских окаменелостей на берегах Клязьмы и в районе «Чёрного моста» часто собирают фрагменты раковин аммонитов Ringstedia sp. Раковины аммонитов в 80-ые годы XX века, будучи юным, я находил и ниже по течению реки на противоположном берегу реки на пляже «Рахманова перевоза» где они встречались вместе с очень многочисленными фрагментами неолитической ямочно-гребенчатой керамики. В районе пос. «Оргтруд» около бывших там во времена СССР пионерских лагерей (ныне это черта г. Владимира) берег, и мелководье Клязьмы кроме редких фрагментов аммонитов много раковин других ископаемых моллюсков белемнитов Cylindroteuthis puzosiana(?). Они вымыты из береговых обнажений содержащих слои юрского возраста течением реки и переотложены среди многочисленного ледникового валунного материала. Ростры белемнитов довольно частая находка на берегах р. Клязьмы в черте г. Владимира. Ростры, измельчённые в порошок, ранее применялись населением как своего рода присыпки для младенцев, а так же для врачевания мокнущих ран и пролежней. Из ископаемых юрских двустворок часто находят грифей Gryphaea dilatata. Интересен факт находки 220 фрагментов и целых раковин грифей в культурном слое стоянки неолитической стоянки Сунгирь ныне хранящихся в фондах Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Происходили они, скорее всего из местных естественных обнажений юрского возраста по берегам ручья Сунгирь и реки Клязьмы и принесены обитателями стоянки, может быть для использования их в качестве специфических орудий труда, посуды, а также (судя по наличию в одной из правых створок отверстия) для изготовления украшений.
Самые молодые останки ископаемых животных найденные в черте Владимира, это кости животных мамонтовой фауны. Думаю излишне упоминать здесь о всемирно известной стоянке «Сунгирь», часть культурного слоя которой глубоко и всесторонне исследована. Другой интересный, но не такой известный палеолитический памятник «Русаниха» случайно открыт при подготовке площадки для строительства механосборочного цеха завода «Автоприбор» 30 апреля 1981 г. непосредственно в городской черте. Эта стоянка, исследованная археологами Михайловой Л.А. и Мошениной Н.Н., располагалась на правом берегу р. Рпень на северо-западной окраине Владимира, в 500 м справа от шоссе Москва – Уфа на возвышенности между р. Рпень и оврагом Кузячка. Культурный слой стоянки был буквально насыщен костями животных. Большинство костных останков принадлежало мамонту. Среди его многочисленных костей встречены кости некоторых отделов скелета сохранившие анатомический порядок. Большое количество черепов мамонта было сильно разрушено, а бивни из них вырублены в древности. Собраны останки не менее семи особей мамонта, большинство останков принадлежало молодым животным. Следует отметить, что среди костей мамонта на стоянке нет ни нижних челюстей, ни нижних зубов этих зверей. Этот факт до сих пор так и не нашёл своего объяснения. Найдены так же останки не менее двух особей плейстоценовых лошадей, двух особей северных оленей и песцов. К сожалению, большая часть культурного слоя стоянки была уничтожено строительными работами, археологическими исследованиями было охвачено только 56 кв. м территории памятника.
Самые разные ископаемые животные на территории города и его окрестностей ждут своих созерцателей и исследователей. Хорошей традицией должно стать посещение учащихся школ, специальных и высших учебных заведений палеонтологического раздела экспозиции «Музея природы, где представлены останки некоторых ископаемых животных находимых на территории области. Ископаемые каменноугольного возраста в известняковых монолитах, скульптурах и плитках облицовки зданий городских улиц, геологические обнажения с юрскими окаменелостями по берегам р. Клязьма и р. Нерль так же могут хорошо дополнить эти первые впечатления ребёнка о давно минувшей органической жизни. Необходимо иметь палеонтологические коллекции в кабинетах географии городских школ, которые под руководством учителя могут собрать сами учащиеся. В пригороде «охотники за ископаемыми» получат прекрасные средства наглядности, дающие возможность прикоснуться к далёкому прошлому (в «Музее природы» мы практикуем занятия с раздачей окаменелостей в руки каждого ребёнка). Учебные коллекции, снабжённые подробными этикетками, могут содержать весьма интересные образцы ископаемых ранее не находимых на слабо исследованной территории нашей области.

Примечания:

1. Павлов А.П., Геологический очерк окрестностей Москвы. М.:« Издательство московского общества испытателей природы», 1947.
2. Усанов Е.Н. Древнее искусство Владимирского края. Александров, 2008, с.9
3. Сукачёв В.Н., Громов В.И., Бадер О.Н. Верхнепалеолитическая стоянка Сунгирь М.: «Наука», 1966 с. 74-78.
4. Михайлова Л.А. Русаниха - новый палеолитический памятник вблизи Сунгиря // Советская археология № 4, 1985, с. 107-117.

Зав. отделом природы ГВСМЗ Дуденков Д.В.

Ключевые слова (тэги): юра, плейстоцен, р. Клязьма, Владимир, Jurassic

Публикация создана 10 декабря 2014 года

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#212956">http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#212956</a>

Рекомендую присмотреться внимательно к храмам 17-18 веков. Возможно ступени изготовлены из Нуммулитового известняка привезённого из Крыма. Такое иногда встречается.

Комментарий создан 10 декабря 2014 года в 15:31:41

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#212967">http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#212967</a>

Интересно! Вроде своего камня было много? Обязательно посмотрю.

Комментарий создан 10 декабря 2014 года в 16:15:05

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#212975">http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#212975</a>

Я сам немного обескуражен, но тем не менее лично встречал что ступени делали из такого известняка. Пара церквей в Москве, В Торжке и ещё в каком-то городе где я не помню уже. Нуммулитовый известняк сложно с чем-то спутать, а ближайшие месторождения на сколько мне известно именно в Крыму.
Слышал что у древних крупные палеогеновые нуммулиты назывались "монетки бога". Возможно это имеет какое-то отношение.

Комментарий создан 10 декабря 2014 года в 16:54:43

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213117">http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213117</a>

Подозреваю, что это так реставраторы постарались. Вероятно, в советское время.

Комментарий создан 11 декабря 2014 года в 13:30:30

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213120">http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213120</a>

нет. это не результат реставрации а именно так строили за долго до советского времени.

Комментарий создан 11 декабря 2014 года в 13:52:40

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213226">http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213226</a>

17 век и из крыма? При живых (в смысле активно разрабатываемых) Мячкове под Москвой и Старице в прямом плевке от Торжка? Извините, как-то не верю..
Чтобы вместо этого через тысячу верст почти без дорог тащить камень из дикого поля, мимо банд кочевников и предварительно свистнув из-под носа у недружественно настроенного крымского хана...

Комментарий создан 11 декабря 2014 года в 23:00:13

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213239">http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213239</a>

Это загадка которую мне пока ни кто не разгадал. ведь действительно в это время были наши каменоломни. и тем не менее - ступени аутентичные. скажем так - то что как раз выглядывает из под бетонной реставрации. А где у нас ещё нуммулиты есть? На Кавказе есть?

Комментарий создан 11 декабря 2014 года в 23:32:09

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213262">http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213262</a>

так могли не один раз реставрировать. мрамор заметно тверже известняка - и того на ступенях ненадолго хватает. а "бетонная реставрация" - больше на конец 80х-90е смахивает. Когда уже специалисты разбегаться начали, и денег на нормальную не было..

Комментарий создан 12 декабря 2014 года в 01:28:49

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213292">http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213292</a>

Ну вот церковь в Торжке на дальнем берегу реки находится в таком состоянии будто её не поддерживали по крайне мере лет 50. но даже если это результат реставрации - всё равно нуммулитовый известняк налицо.

Комментарий создан 12 декабря 2014 года в 10:41:45

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213300">http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213300</a>

С тем, что налицо - никто не спорит :)
"как будто не поддерживали лет 50" - в нашем климате и экологии это может быть и не 50, а 20. Да и 50 лет - это с 1964 года получается ;)

Комментарий создан 12 декабря 2014 года в 12:01:17

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213241">http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213241</a>

Подтверждаю, нуммулитовый известняк использовался реставраторами только в советское время, а не раньше, ввиду того что многие каменоломни были закрыты.

Комментарий создан 11 декабря 2014 года в 23:42:23

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213244">http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213244</a>

Георгий, откуда такие данные? Этот вопрос уже поднимался?

Комментарий создан 11 декабря 2014 года в 23:47:46

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213251">http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213251</a>

А откуда данные что старые храмы изначально построены из этого известняка? Я сам свидетель того что крымский известняк используется и сейчас в реставрационных целях. Мне показывали членики бургетекринитид собранные в блоках, подготовленных для реставрации.

Комментарий создан 12 декабря 2014 года в 00:12:47

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213291">http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213291</a>

Вы не ответили. Сейчас да используются. Но где доказательство что это реставрация советского времени? Тем более что в СССР церкиви скорее взрывали нежели реставрировали.

Комментарий создан 12 декабря 2014 года в 10:38:36

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213303">http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213303</a>

2.3

Из книги
Звягинцев В.И., Викторов А.М. Белый камень Подмосковья. М.: "Наука", 1989. (есть на jurassic.ru)
c. 3 "В наше время стоит задача — сохранить для потомства белокаменные сооружения, имеющие историческую ценность и ставшие архитектурными памятниками. Однако в практике возник парадокс, заключающийся в том, что в московских реставрационных организациях вместо местного мячковского известняка используют в основном привозной камень из крымских карьеров. Крымский же известняк, подходящий по фактуре и цвету, в условиях климата центральных районов России оказался неморозостойким: он начинает разрушаться уже после двух-трех, максимум десяти циклов замораживания и оттаивания. В отреставрированных зданиях уже через два-три года наблюдаются начальные признаки разрушения блоков известняка."
c. 43 "Современные здания Москвы обязаны этим привезенному с Урала белому коелгинскому мрамору (Кремлевский Дворец съездов и гостиница «Россия»), коричневато-серому шахтахтинскому травертину из Нахичеванской АССР, желтовато-белому крымскому известняку и желтовато-серому эстонскому доломиту."
c. 52 "В 1961 г., когда Коробчеевский карьер был законсервирован (по экономическим соображениям), использование известняков мячковского горизонта в Москве прекратилось. Его место занял привозной известняк из Крыма, малопригодный для московского климата из-за низкой морозостойкости."

Комментарий создан 12 декабря 2014 года в 12:17:25
отредактирован 12 декабря 2014 года в 12:18:06

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213304">http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213304</a>

СПАСИБО! Георгий, Огромное спасибо за ценные данные!!!

Комментарий создан 12 декабря 2014 года в 12:35:37

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#212961">http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#212961</a>

Хороший рассказ!

На мой взгляд, не хватает фото )))

Комментарий создан 10 декабря 2014 года в 15:40:17

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#212963">http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#212963</a>

А еще явно не хватает красных строк или интервалов между абзацами...

Комментарий создан 10 декабря 2014 года в 15:42:17

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#212968">http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#212968</a>

Комментарий удалён

Комментарий создан 10 декабря 2014 года в 16:17:05

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#212978">http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#212978</a>

В публикацию можно загружать фото через техническую папку

Комментарий создан 10 декабря 2014 года в 17:20:59

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213731">http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213731</a>

Прочитал с большим интересом. Никогда не рассматривал Влалимирские белокаменные храмы на предмет поиска фоссилий, всегда любовался издалека.
С фотографиями публикация была бы намного интересней.

Комментарий создан 15 декабря 2014 года в 14:14:51

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213732">http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#213732</a>

Обидно, что на Дмитриевском соборе их было видно очень много (особенно со стороны алтарной части) но лет 8 назад весь собор "законсервировали" каким то составом, замазав большинство окаменелостей.

Комментарий создан 15 декабря 2014 года в 14:29:31

<a href="http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#368469">http://www.ammonit.ru/text/1446.htm#368469</a>

0.6

"Известно, что у трупов крупных животных в водной среде в первую очередь отделяется нижняя челюсть, а при переносе трупа текущими водами от позвоночника рано отделяется и череп. На суше расчленение скелета происходит без отделения нижней челюсти" (Титов В.В. Крупные млекопитающие позднего плиоцена Северо-Восточного Приазовья / Отв. ред. акад. Г.Г.Матишов. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008.
264 с.) http://www.geokniga.org/bookfiles/geokniga-krupnye-mlekopitayushchie-pozdnego-pliocena.pdf
Мне самому приходилось в палеоаллювии находить отдельно залегающие нижние челюсти мамонта без остальных костей скелета.
Возможно, что трупы мамонтов заносило в какую-то заводь (курью) во время половодья уже без нижних челюстей.
Есть версия, что палеолитический человек пользовался подобными естественными "кладбищами мамонтов", как источником сырья для изготовления нужных инструментов или даже пищи. По крайней мере, известны палеолитические стоянки рядом с такими "кладбищами мамонтов". Например, самая северная в России палеолитическая стоянка "Мамонтова курья" на реке Печоре.
Если не ошибаюсь, Сунгирь тоже находится не очень далеко от Русанихи.

Комментарий создан 6 августа 2020 года в 12:20:26